Что значит жить по правилам план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему. Что значит жить по правилам план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему Что значит жизнь по правилом

С детства нам рассказывают о том, как вести себя, в школе основам в обществе посвящают уроки, из всей этой мешанины твердо запоминается только одно: «жить нужно по правилам». Только вот кто эти правила придумал и почему их так необходимо соблюдать, никто рассказывать почему-то не торопится. Вот и получается, что входя во взрослую жизнь, мы оказываемся на распутье, за поведением уже никто не следит, и можно забыть про все правила … или нельзя?

Что значит «жить по правилам»?

Попробуйте вспомнить важные правила, которым учили в детстве, наверняка на ум придет что-то вроде «не обижать маленьких» и «нож в правой руке, вилка – в левой». Но для того, чтобы обрисовать понятную линию поведения, этого явно недостаточно. Так, что значит жить по правилам – здороваться со всеми соседями, припомнить библейские заповеди или ломать голову дальше, пытаясь припомнить остальные родительские наставления? Самое плохое, что однозначного ответа на этот вопрос нет, и каждому придется искать свой путь самостоятельно, и вот почему.

Попробуйте представить себе человека, который считает, что жить по правилам, значит соблюдать все существующие рекомендации, следующий всем приметам и моральным нормам. Картинка получается жутковатая, правда? Видимо, от каких-то нормативов придется отказаться, чтобы не превратиться в их заложника. А гуляющий по венам юношеский максимализм и вовсе шепчет, что человек, живущий по правилам, мало того что невероятно скучен, так еще и никогда не сможет достичь, ни в карьере, ни в личной жизни. Так может совсем от них отказаться, и жить так, как хочется?

Подобные мысли приходит в голову всем, и многие действительно стараются отказываться от каких бы то ни было ограничений, но через какое-то время замечают, что в схожих ситуациях поступают одинаково, то есть выстраивают определенную линию поведения. Получается, что жить нужно по правилам, но лишь по тем, что придуманы самостоятельно. Это не обязывает их быть уникальными, скорее всего, большинство жизненных принципов будут чрезвычайно распространенными. Важна здесь не оригинальность, а самостоятельность выбора тех или иных правил. Потому что пришедшие извне, они будут восприниматься, как навязанные наставления, не подкрепленные ни разумными объяснениями, ни собственным опытом. Поэтому не стоит бояться искать свои правила жизни, даже если сначала придется забыть обо всех авторитетных мнениях.

Никто не рассказывает о том, кто придумал правила для жизни. Они возникали постепенно и самобытно. Большинство из них призваны сберечь человеческое здоровье и обеспечить достойное общественное мнение. Все считают их обязательными, но не все спешат их выполнять, потому что современный мир полон оригиналов. У каждого свой путь.

Требования общества

Каждый человек является членом социума. Чтобы благополучно существовать в природной среде, с малых лет индивиду необходимо начинать знакомство с правилами жизни. Переломный момент осознания приходится на подростковый возраст, когда ребенок уже в состоянии адекватно воспринимать происходящее вокруг и самостоятельно может объяснить, что значит жить правильно. Общество всегда требует и ждет от человека определенного поведения. Этот фактор объясняется давно установленным уставом, составляющие пункты которого априори не обсуждаются. Любые отклонения от заявленных норм считаются девиантным поведением, которое подлежит обязательной корректировке.

Свод правил поведения в социуме

Жить в обществе - значит подвергаться постоянной оценке своих действий. Идеальная картина мира с точки зрения этикета и приемлемых правил поведения выглядит следующим образом:

  • Гуманность и милосердие являются основополагающими тезисами социальной жизни. Соблюдая этот минимум, можно в полной мере понять, что значит жить по правилам. С незапамятных времен человечество стремится воспитать такое общество, члены которого всегда готовы проявить доброту и прийти на помощь любому представителю планеты. Рождение живого существа - бесценное чудо, и ребенок с малых лет должен понимать, что значит жить в правильном мире.
  • Ни один член общества не имеет права присваивать себе имущество другой личности. У каждого человека свои материальные возможности, поэтому он вправе распоряжаться ими только по своему усмотрению.
  • Никто не может лишить жизни. Она дана однажды и имеет свой срок, который нельзя прерывать самостоятельно.
  • Взрослые мужчины и женщины могут образовывать семьи по обоюдному согласию. С момента образования новой ячейки общества их основной обязанностью становится проявление уважения друг к другу. Они должны вместе справляться со всеми трудностями и оберегать свою семью от всех невзгод.
  • В процессе воспитания взрослые должны постоянно объяснять ребенку, что значит жить по правилам. Этим должны заниматься родители, детский сад, школа. Ошибочные действия критикуются и корректируются.
  • Социальная личность должна знать нормы этикета и применять их в своей жизни.
  • прививаются с первых месяцев жизни и соблюдаются неукоснительно, иначе можно прослыть некультурным невежей.
  • Человек обязан знать правила дорожного движения и поведения в общественных местах.
  • Взрослые люди принимают участие в политических выборах.
  • Каждому человеку доступно официальное трудоустройство на работу.

Как не стать заложником общественного мнения

Чтобы добиться совершенства, необходимо следовать абсолютно всем правилам морали. Если представить такого человека, можно предположить, что он невероятно скучный и занудный. По причине индивидуальности каждой личности конкретный человек самостоятельно выбирает для себя нормы поведения, соответствующие его статусу, образу жизни и характеру. Никому не интересны навязанные уставы, гораздо приятнее самому чтобы показать миру себя уникального. Чтобы понять, как жить сейчас, достаточно следовать правилам, которые касаются безопасности и здоровья. Современное общество толерантно в своей оригинальности, поэтому принимает всех.

Человека воспитывает окружение

Чтобы ребенок усвоил как можно больше правил поведения в обществе, важно окружить его положительными сверстниками. Друзья по возрасту помогают определить правильную линию поведения, они вместе изучают, что значит жить. и этикета - это механизм, пока он работает, в мире будет относительный порядок. Каждый человек строит свое видение мира, исходя из личного опыта и наблюдений. Смысл жизни состоит в нахождении своих правил поведения, которые обеспечат комфортное существование. Важно помнить, что значит жить правильно и прислушиваться к авторитетным мнениям, которые складывались годами.

Что значит жить по правилам? Жить по правилам - это необходимое условие нормального существования в обществе. Жить по правилам - это значит пользоваться своими правами во благо себе и окружающим. Жить по правилам - это значит соблюдать определенные правила поведения, принятые в обществе.

Как мы знаем, общество представляет собой группу людей, которые между собой постоянно взаимодействуют. Все способы взаимодействия людей в обществе происходят не в хаотичном порядке, а по определенным правилам - социальным нормам. Жить по правилам - значит подчиняться социальным нормам, которых в обществе огромное количество. К социальным нормам относятся: нормы права, мораль, религиозные нормы, а также традиции и обычаи.

Правила поведения отличаются друг от друга по источнику возникновения, так правовые нормы издает государство в виде нормативно-правовых актов, моральные - придуманы обществом. Различие происходит также по степени их фиксирования: право в письменной форме, мораль в сознании общества, религиозные нормы в сознании верующих.

Правовые нормы регулируют в обществе наиболее важные общественные отношения и поддерживаются силой государственного принуждения. За несоблюдении правовых норм, следует наиболее тяжелые последствия.

Моральные нормы отличают добро и зло, что есть нравственно, пронизывают почти все сферы общества и являются прародителями правовых норм. За несоблюдение норм морали, следует менее жесткое наказание, а именно общественное порицание.

Религиозные нормы объясняют как устроен наш мир с точки зрения религии, раскрывают нам смысл жизни, наказание за их несоблюдение происходит уже после смерти человека, когда он предстанет перед судом Божьим.

Традиции и обычаи определенного этноса - это дань уважения старшим предкам. Встреча нового года, Пасха, Масленица это все праздничные правила поведения, как провести тот или иной знаменательный день. Нарушение традиций практически никак не влияет на жизнь нарушителя, лишь некоторые могут удивиться такому событию, не более, ведь следование традициям - личное дело каждого.

За несоблюдение правил поведения в обществе существую санкции, формальные и неформальные. Это своего рода ответственность, т.е. реакция общества и государства за несоблюдение правил поведения. Ответственность бывает уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная.

Таким образом, мы видим, что жить в обществе лучше по правилам, ибо в противном случае к нарушителю будут применены меры взыскания, что негативно скажется на его благополучии.

С самого детства нас учат правилам поведения в разных ситуациях. Что значит жить по правилам и одинаковы ли они для всех людей? Попробуем ответить на эти и множество других вопросов, чтобы понять, почему нужно знать и следовать правилам и для чего они были приняты в обществе.

Правила вокруг нас

Чем бы мы ни занимались, нам всегда приходится выполнять какие-то обязательные требования. О них каждому человеку с самого юного возраста рассказывают дома и в школе. И люди не могут их нарушать. Иначе людей, нарушивших правила, ждет осуждение со стороны взрослых и друзей или даже какое-либо наказание.

Правила (или нормы) - это законы, которые регулируют действия людей в различных ситуациях.

Примеры таких правил:

  • условия игры , о которых ребенок заранее договаривается с друзьями: не драться, не подглядывать и другие;
  • школьные правила : нельзя опаздывать на урок, нужно аккуратно писать в тетради, вежливо разговаривать с учителями и учениками;
  • правила дорожного движения: переходить дорогу по зебре, ходить по тротуарам, либо по левой стороне улицы;
  • правила пожарной безопасности : аккуратно обращаться с электроприборами, не играть со спичками.

Есть разные виды правил, которые также называют социальными нормами. В учебнике 7 класса обществознания приводятся такие классификации :

  • по направленности : предписывающие и запрещающие (Например, дорожные знаки);
  • по степени обязательности : нормы-правила (Военные отдают честь старшим по званию) и нормы-ожидания (Приветствие при встрече, опоздание);
  • по форме : формальные (Закон) и неформальные (Правила поведения за столом).

Также правила можно разделить на такие группы :

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • по строгости мер к нарушителям: строгие и не строгие;
  • по количеству людей, для которых действуют: для всех (Правила дорожного движения) и для определенной группы (Нормы поведения для военных).

Привычки и обычаи

Не все правила прописаны в специальных документах. Есть и такие, которые мы узнаем, когда смотрим на родителей, учителей, других людей, и пользуемся ими каждый день: например, мы приветствуем друг друга при встрече, зимой надеваем зимнюю одежду, а летом - летнюю.

Действия, которые повторяются в течение некоторого времени, называют привычкой. А если действия совершаются многими людьми, то такие привычки называют обычаями.

  • Привычки обычно появляются стихийно, но могут и вырабатываться специально. Они бывают полезными и вредными.

К первым можно отнести: зарядку по утрам, здоровое питание, регулярную уборку в своей комнате и так далее. Вторую группу составляют курение, употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, лень и другое.

Некоторые действия могут не только вредить человеку, но и быть опасными для его здоровья и даже жизни. Поэтому стоит внимательно относиться к своим привычкам.

  • Обычаи -- это коллективные привычки. Чаще всего они передаются из поколение в поколение. Сюда входят различные ритуалы: например, свадьба, крещение ребенка, посвящение в студенты и многое другое.

Все действия, которые совершаются во время ритуала, принято называть обрядами.

Что такое хорошие манеры?

Часто можно услышать, как о ком-то говорят: он не умеет себя вести. Что это значит?

Оказывается, существуют особые правила поведения, которые приняты всеми людьми. Все они называются одним словом - этикет. В каждой ситуации действуют свои нормы. Например, сидя за столом, нельзя громко стучать ложкой по тарелке и разговаривать, не прожевав еду.

Манеры - это формы поведения человека, то, как он себя ведет. По ним окружающие люди оценивают человека.

Самым вежливым и воспитанным человеком при дворе Петра I считался граф Б. П. Шереметев. Его наряд, речь, поведение соответствовали принятым нормам, а его утонченность и сдержанность вызывали одобрение общества.

Что мы узнали?

Вокруг действует множество разных правил. Они регулируют наши взаимоотношения с другими людьми, контролируют поведение и не позволяют кому-либо нарушать наши права. Данные нормы являются примером, как мы должны себя вести, чтобы был порядок, а это - условие нормального существования общества. Поэтому важно соблюдать их всегда.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 373.

Тест по обществознанию Что значит жить по правилам для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 9 заданий.

1 вариант

1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполня­ют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найдите его.

1) Правила помогают в разрешении спорных вопросов.
2) Правила нужны для оценки действий.
3) Правила организуют деятельность людей.
4) Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям.

2.

Поведение, соответствующее нормам, общество признаёт

1) нормированным
2) правомерным
3) результативным
4) осознанным

3.

Наказание, внушение, выговор, __________

1) правило
2) норма
3) санкция
4) увольнение

4. Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.

1) Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.

5.

При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).

Список слов

1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно

6. Выберите правильные высказывания.

1) К социальным санкциям относятся только наказания.
2) Нормы могут предписывать действия людей или запре­щать их.
3) Законы существуют в письменном виде.

7. Заполните пропуск в таблице.

8. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от степени обязательности норм, которые они иллюстрируют.

А. Нормы-правила
Б. Нормы-ожидания

1) военнослужащие отдают честь знамени
2) Игорь торопился на день рождения приятеля
3) если в комнату входит женщина, мужчины встают
4) граждане платят налоги со своих доходов
5) с красным платьем можно надеть белые туфли
6) нужно беречь природу

9. обобщает

1) обычай
2) этикет
3) норма
4) закон
5) традиция

2 вариант

1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Для чего создаются правила?» Один из ответов был неверным. Найдите его.

1) Правила предназначены для того, чтобы установить порядок в обществе.
2) Правила всегда усложняют жизнь людям.
3) Правила нужны для организации деятельности людей.
4) Правила помогают взаимодействовать в спорных ситуа­циях.

2. Выберите правильное окончание предложения.

Санкции — это способы

1) поощрения или наказания людей
2) выполнения социальных норм
3) планирования совместной деятельности
4) создания новых социальных норм

3. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже.

Обычай, правило этикета, традиция, __________

1) закон
2) труд
3) игра
4) обязанность

4. Укажите ситуацию или пример действия неформальной нормы.

1) При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу.
2) Законы в РФ принимает Государственная Дума.
3) Мария Ивановна усадила сына в детское кресло и пристегнула ремень безопасности.
4) По семейной традиции в день рождения внука бабушка печёт пирожки с ягодами.

5. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных отве­тов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамма­тической форме (именительный падеж, единственное число).

Правила поведения — это важный __________ (А) общественных отношений. Выполняя их, ты соблюдаешь __________ (Б), установленный обществом. Общество использует различные __________ (В) для поощрения правомерного поведения или наказания негативных поступков.

Список слов

1) закон
2) санкция
3) регулятор
4) порядок
5) пример

6. Выберите правильное высказывание.

1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.

7. Заполните пропуск в таблице.

8. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюст­рируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

9. Найдите слово (понятие), которое обобщает все остальные перечисленные понятия, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) увольнение
2) награждение почётной грамотой
3) внушение
4) санкция
5) аплодисменты

Ответы на тест по обществознанию Что значит жить по правилам
1 вариант
1-4
2-2
3-4
4-3
5-345
6-23
7-обычай
8. А146 Б235
9-3
2 вариант
1-2
2-1
3-1
4-4
5-342
6-3
7-этикет
8. А156 Б234
9-4