Что такое сложные предложения с разными видами связи. Основные типы сложносочинённых предложений Слож ное пред ло ние

Вам знакомо научное название, которое начинается словом сложные...

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о - соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Тема урока: «Простое и сложное предложения. Союзы».

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Найдём грамматические основы.

Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

Дороги почернеют - вторая основа.

проталины обнажатся - третья основа.

Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

Грачи пожалуют - пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится .

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась .

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

В первой строке даны схемы сложных предложений, а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим пропущенные запятые.

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

2) Люди спали , и собака ревниво сторожила их.

Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел , кричал , но в руки не давался .

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

Рассмотрите схемы и решите, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими - простые с однородными членами; в каких их них нужно поставить знаки препинания.

Первые три схемы отражают строение простого предложения с однородными главными членами. Они обведены в кружок. В 1 схеме запятая не нужна, так как однородные подлежащие соединяет союз и . Во 2 и 3 схемах должны быть поставлены запятые. 4 схема соответствует сложному предложению. В ней тоже должна быть поставлена запятая между частями сложного предложения.

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , - чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели , что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

1. Как-то днём Винни - Пух прогуливался по лесу и ворчал себе под нос новую песенку.

2. Винни - Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

(Б. Заходер)

3.

1 предложению соответствует 3 схема, так как это простое предложение с одним подлежащим (Винни-Пух) и двумя сказуемыми (прогуливался и ворчал).

2 предложению соответствует схема 1, так как это сложное предложение имеет две основы (Винни-Пух вставал, он занимался). Запятая разделяет части предложения.

3 предложению соответствует 2 схема, так как это простое предложение с одной основой (Винни дошёл).

На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . При письме части сложного предложения разделяются запятой.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Zankov.ru ().
  • Найди в предложениях главные члены. Какое предложение текста сложное - 1-е или 2-е? Как называется оставшееся предложение?

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

(По В. Бианки)

  • Вставь две пропущенные запятые в предложениях.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке. (По И. Соколову-Микитову)

Найди предложение с союзом и . Что он соединяет - однородные члены или части сложного предложения? Нужные для ответа слова подчеркни.

  • Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах. (По Э. Успенскому)

Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. (По К. Паустовскому)

В русском языке немало непростых тем, но сложные предложения занимают среди них особое место. Уметь различать их виды нужно для того, чтобы потом правильно расставлять знаки препинания. Ученику 11 класса необходимо хорошо усвоить тему, чтобы сдать экзамен на высокий балл.

Виды сложных предложений: характерные особенности и примеры

Для начала необходимо изучить таблицу с примерами “Виды сложных предложений”:

Вид сложного предложения

Характерные особенности

Пример

Бессоюзное

Простые предложения в составе сложного связываются интонационно

Стемнело, на улицах зажглись фонари, они освещали свежий снег

Сложноподчиненное

Простые предложения в составе сложного связываются с помощью подчинительных союзов

Когда стемнело, тогда на улицах и зажглись фонари, которые освещали свежий снег

Сложносочиненное

Простые предложения в составе сложного связываются с помощью сочинительных союзов

Стемнело, но на улицах уже зажглись фонари, и они освещали свежий снег

С разными видами связи

Простые предложения в составе сложного связываются как с помощью союзов разных видов, так и интонацией

Стемнело: на улицах зажглись фонари, которые освещали свежий снег

Из таблицы понятно, что в сложном предложении больше одной основы, характер отношений между ними может быть очень разным. Они делятся на две большие группы – с союзами и без них, а союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложноподчиненные и сложносочиненные в зависимости от характера связи и использованных союзов. А поскольку в русском языке все не так просто, есть еще одна группа – сложные предложения, в которых простые связываются между собой разными видами связи.

Сложное предложение, вне зависимости от вида связи, может состоять не только из двух простых, но и больше. Чтобы правильно определить тип такого предложения, нужно найти грамматические основы и определить границы простых предложений, а потом выяснить характер связи между ними.

Характер связи в разных предложениях

В бессоюзных и сложносочиненных предложениях части равноправны между собой, а в сложноподчиненном есть главная часть и придаточная (или придаточные). Это их основные различия.

По аналогии со словосочетанием, от главной части к придаточной можно задать вопрос. При этом не всегда главная часть стоит в начале предложения, а придаточная часть следует за ней, часто бывает и наоборот. Кроме того, к одной главной части может присоединяться несколько придаточных – они могут отвечать на одинаковые вопросы и на разные.

Придаточные предложения делятся на несколько типов, что зависит от их значения. Так, они бывают изъяснительными, определительными, обстоятельственными и присоединительными.

Пунктуация в сложных предложениях

В пределах предложения с бессоюзной связью части могут соединяться не только запятыми, но также тире и двоеточием, реже – точкой с запятой. В сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях основным знаком препинания является запятая.

Что мы узнали?

В зависимости от характера связи между частями сложного предложения (их может быть две или больше), они делятся на бессоюзные и союзные, а вторые, в свою очередь, делятся на предложения с сочинительной и подчинительной связью. Также есть отдельный тип сложных предложений – с разными видами связи, где они комбинируются в разных вариациях. Сложноподчиненные предложения в русском языке имеют главную часть, к которой присоединяется одна или несколько придаточных. В зависимости от того, какая это связь, выделяется несколько разновидностей придаточных предложений.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 294.

Сложное предложение - это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух предикативных частей, соединённых в одно целое по смыслу и интонации. Восходит солнце. и ложатся тени, шиповник раскрывает лепестки, и вздрагивают головы растений, и к солнцу продираются ростки.

Части сложного предложения могут соединяться

  • интонацией : Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом.
  • сочинительными союзами : Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи.
  • подчинительными союзами : Я всегда считал, что свобода сильнее страха смерти .

Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).

Сложносочинённые предложения

Сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называется сложносочинённым (ССП). Красный полумесяц уже и шёл за холм, и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.

Между частями ССП могут быть разные смысловые отношения :

  • временные (последовательность или одновременность событий): Наступает лето, и жизнь меняется ;
  • противительные : Ложились сумерки, но огней нигде не было ;
  • разделительные (чередование, взаимоисключение): Уймись, или худо будет. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука;
  • причинно-следственные : В кассе не оказалось билетов, и нам пришлось отказаться от поездки ;
  • присоединительные : На улице стоял холодный ясный день, на сердце у неё тоже было светло .

Части сложносочинённых предложений с присоединительными отношениями нельзя назвать равноправными. Вторая (присоединяемая) часть предложения представляет собой добавочное сообщение, дополняет ту мысль, которая выражена в первой части. Присоединительное значение передается при помощи союзов да и, также, причем, (и) притом, (и) при этом . Вода была тепла , но не испорчена , и притом её было много .

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённое предложение (СПП) - это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Это хорошо, когда жизнь оставляет место для мечты .

В сложноподчинённом предложении одна часть является главной , а другая - придаточной : Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Я увидел что? как птица села.

Придаточная часть может пояснять все главное предложение в целом или один из его членов. Когда художник открыл портрет , я невольно рассмеялся от радости. Я рассмеялся когда? когда художник открыл портрет.

В сложноподчинённом предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей, соединённых подчинительной связью с главным предложением.

По характеру взаимосвязи придаточных предложений с главным выделяют три типа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными:
  1. СПП с однородным соподчинением . Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты , что чувствуют они себя связанно . Она знала что? что девочки поглядывают и чувствуют…
  1. СПП с неоднородным соподчинением . Когда мы встали , то нельзя было понять , который час . Нельзя было понять когда? когда мы встали. Нельзя было понять что? который час.
  1. СПП с последовательным подчинением. Надо было видеть, как берёза вспыхивала на солнце , когда его лучи пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток… Видеть что? как береза вспыхивала когда? когда его лучи пробивались.

Виды придаточных предложений

Внимание! тип придаточной части нельзя определять только по характеру союза или союзного слова, т. к. один и тот же союз может присоединять придаточные предложения разных типов. Например, союз когда может присоединять придаточные времени, условия, определительные и изъяснительные; союз пока - придаточные времени и условия; союз что - изъяснительные и определительные.

Сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам-сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды:

Виды Вопросы Союзы и союзные слова
1. Образа действия и степени как?

каким образом? в какой степени?

как будто, словно, сколько, насколько, чтобы
2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
3. Времени когда? с каких пор? до каких пор? едва, когда, с тех пор как, до тех пор, пока и др.
4. Причины отчего? почему? так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что и др.
5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если … то и др.
6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем
7. Цели зачем?

с какой целью?

чтобы, для того чтобы
8. Следствия что из этого следует? так что
9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя, несмотря на то что
Примеры:

Федор Иванович поступил так великодушно (как? каким образом? в какой степени? ), как никто не предполагал.
Птицы летели туда (куда? ), где была их родина.
На ночлег они останавливались там (где? ), где их не могла достать пуля браконьера или хищный зверь.
Дверь была распахнута настежь (когда? ), когда Анна вбежала во двор.
Она искала сына до тех пор (до каких пор? ), пока не нашла его.
Мы вернулись домой засветло (несмотря на что? ), хотя нам разрешат остаться на рыбачке до утра.
Сома мы так и не вытащили (несмотря на что? вопреки чему? ), как ни старались.

Конспект урока «Сложное предложение». Следующая тема:

Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой. Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько: Тип придаточногоОсобенности придаточногоНа какой вопрос отвечаетСредства связи союзысоюзные слова определительноесодержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) какой? какой именно? чей? чтобы, как, словно, как будтокоторый, какой, что, чей, когда, куда, где и т. д. местоименно-определительноеотносится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все) и конкретизирует значение местоимениякто именно? что именно? какой? как, словно, как будто, что, чтобыкто, что, какой, каков, чей, который и т. д. изъяснительноепридаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) вопросы косвенных падежей (что? о чем? чего?) что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, покакто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему образа действия и степени1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения; 2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени…). как? каким образом? в какой мере или степени? что, чтобы, как, словно, точноместа1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части; 2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др. где? куда? откуда? где, куда, откуда времени1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части; 2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части когда? как долго? с каких пор? до каких пор? когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишьусловия1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части; 2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае при каком условии? если, как, как скоро, раз, когда, ли… липричинысодержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной частипочему? отчего? по какой причине? потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т. д. целисодержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложениязачем? с какой целью? для чего? чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только быуступкисодержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной частинесмотря на что? вопреки чему? хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром чтосравнительноесравнивает предметы или явления в главной части и придаточномкак? (на что похоже?) как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если быследствияуказывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложениячто из этого следует? что стало следствием? так чтоСложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

И.А. МАРТЬЯНОВА

ПРОСТО О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложное предложение

- предложение с несколькими грамматическими основами.

Шел дождь унылый, вялый,

И маятник стучал (Бальм.).

В школьной программе сложное предложение определяется как “состоящее из нескольких простых”, однако лучше называть эти “простые предложения” частями (в вузовской программе - предикативными частями) сложного предложения, так как простое предложение в составе сложного видоизменяется, приспосабливается к синтаксическому содружеству. Например, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения “Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду! “ (Довл.) не имеют смысловой и интонационной законченности. Напомним, что именно поэтому отдельные части сложного предложения не определяются по интонациии (эмоциональной окраске) и цели высказывания.

Виды сложных предложений

Традиционно, в зависимости от наличия или отсутствия средств связи, а также их характера, сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные предложения.

Средствами связи в сложносочиненных предложениях выступают сочинительные союзы, а в сложноподчиненных предложениях - подчинительные союзы и союзные слова.

Сложносочиненное предложение: Всего на одно лишь мгновенье раскрылись две створки ворот, и вышло мое поколенье в свой самый последний поход (Окудж.)

Сложноподчиненное предложение: Я прожил долгую жизнь только потому, что никогда не читал рецензий на свои книги (Шкл.); Я тот, кого никто не любит (Лерм.).

Бессоюзное сложное предложение: Для меня теперь самое мертвое время: не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым (Л.Т.).

Подчас бывает трудно определить, к какому типу сложного предложения относятся конкретные примеры. Имеются в виду предложения с присоединительными и пояснительными отношениями (союзы да и, да, то есть и др.), которые относят к сложносочиненным: 1) Жизнь не берегла Казакевича, да и он сам себя не берег (Пауст.); Я там чуть не умер сголода, да еще вдобавок меня хотели утопить (Лерм.); 2) Мама и поцеловала меня, то есть я позволил себя поцеловать (Дост.). А также предложения с сопоставительными отношениями (союзы если - то, тогда как, между тем как), которые представляют собой переходное явление между сложноподчиненным (по типу союза) и сложносочиненным (вследствие грамматического равноправия частей) предложениями: Если женские слезы возбуждают сожаление; то мужские производят неприятное и жуткое чувство... (М.-С.); Дед всячески старается унизить его (Клима. - Сост.), тогда как все другие взрослые заботливо возвышают (Горьк.). Предложения, обе части которых находятся в отношении взаимоподчинения, относятся к сложноподчиненным: Едва мы отъехали, как повалил снег (Лерм).


Для разбора предлагается, как правило, сложноподчиненное предложение или сложное предложение с разными видами связи (с подчинением, сочинением или бессоюзием), что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения, а также бессоюзного сложного или сложносочиненного предложений. Приведем планы разбора и прокомментируем их отдельные пункты.

План разбора сложноподчиненного предложения

1.По интонации (восклицательное/невосклицательное).

2.По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3. Сложноподчиненное предложение, состоит из... глав. и... придаточных частей.

4. Типы придаточных, их место в сложном предложении.

5. Характер подчинения, если в предложении более одной придаточной части, (последовательное, однородное, неоднородное).

6. Характер средств связи (союзы, союзы-частицы, союзные слова).

Определяя типы придаточных, можно ориентироваться на разные классификации сложноподчиненных предложений, существующие в школьной программе. Давно уже стала традиционной классификация, в которой выделяются предложения с придаточными

определительными (отвечающими на вопросы какой?, который?, чей?) : Самолюбие - архимедов рычаг, которым землюможно с места сдвинуть (Тург.); По лицею разнеслась весть, что приедет Державин (Ю.Т.); Семья. где не читают книг, - семья. духовно неполноценная (Павл.); Я представить не могу положения, чтобы когда-нибудь было нечего делать (Дост.);

изъяснительными (отвечающими на падежные вопросы кто?, что? и др.): Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит (Тург.); Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее (Гог.); Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть (Чех.);

обстоятельственными:

Куда дерево клонилось, туда и повалилось - места (где?, куда?, откуда?);

Когда пронзительнее свиста, я слышу английский язык - я вижу Оливера Твиста над кипами конторских книг (Манд.) - времени (когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?) ;

Если с человека не потребовать многого. то от него и не получишь многого (Мак.) - условия (при каком условии?) ;

Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней (Ахм.) - цели (зачем?, для чего?, с какой целью?) ;

Она, эта строчка, не столько вырывается из, сколько отрывается от контекста, потому что это сказано именно голосом души... (И.Б.) - причины (почему?, отчего?);

Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому они всегда снисходительны, мягки, уступчивы - следствия (что из этого следует?);

Сколько б другой мне ни выдумал пыток, верной ему не была (Ахм.) - уступительное (вопреки чему?, несмотря на что?) ; Вы опять. злой человек, не заехали ко мне. Хотя это так легко было сделать. Толстой

Декабристское движение прошло над Россией, как будто прошлись магнитом и подобрали все железное (Шкл.) - сравнительное (как?) ;

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих (Дост.) - степени (в какой степени?);

Как аукнется, так и откликнется - образа действия (как?, каким образом?);

присоединительными : Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь (П.).

В школьном учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой присутствует другая классификация придаточных предложений (придаточные подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные и обстоятельственные разных типов), которые определяются по вопросу и по соотношению с членами простого предложения: Кто хочет, тот добьется (подлежащное); Человек таков, каково его представление о счастье (Сухомл.) - сказуемное; Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (Рад.) - обстоятельственное, условно-временное, и т.д.

Оба подхода предполагают, что в значении придаточных могут появляться дополнительные оттенки, например, в значении придаточных времени - условный оттенок, что особенно очевидно при использовании союза когда - то, синонимичного союзу если - то: Мы,когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо (Чех.). Возможен и уступительный оттенок: Я слишком сама любила смеяться,когда нельзя! (Цв.)

Следует различать предложения со сравнительным оборотом, являющимся обособленным обстоятельством сравнения: Власть отвратительна, как руки брадобрея (Манд.), и сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными: Как плуги брошены, ржавеют якоря (Манд.) - двусоставными или односоставными предложениями, имеющими грамматическую основу (в данном случае подлежащее плуги и составное именное сказуемое с опущенной связкой брошены ). Сравнительные придаточные, как и сравнительные обороты, могут присоединяться разными союзами (как, как будто, будто, точно, словно): Декабристское движение прошло над Россией,как будто прошлись магнитом и подобрали все железное (Шкл.); Улицы были пусты,точно все вымерли (Сераф.).

Нередко встает вопрос: как определить придаточное в предложениях типа “Чем глубже в лес, тем больше дров”? Вопрос вполне оправданный, потому что он является спорным и в синтаксической теории. Школьник может определить это придаточное как условное с союзом чем - тем (заметим, что в некоторых пособиях подобные придаточные рассматриваются как сравнительные).

Встречаются и трудные случаи определения причинных придаточных: Сперва я, должно быть, выражался довольно неясно, потому что она долго меня не понимала (Л. Т.); Должно быть, кто-нибудь остался ночевать, потому что Петр Дмитрич к кому-то обращался и громко говорил (Чех.). Трудность заключается в том, что о причине сообщается не в придаточной части, а в главной. В синтаксической теории такие предложения выделяются в особый подтип и называются придаточными причинного обоснования.

В традиционной классификации сложноподчиненных предложений есть такие, о которых часто забывают абитуриенты и школьники, - это предложения, к придаточным которых нельзя поставить вопрос: Катенька вспыхнула до ушей и потупилась, что привело Кенина в восторг (М.-С.). Они называются присоединительными (встречаются и другие термины - подчинительно-присоединительные, относительно-распространи-тельные), средством связи в них обычно выступает союзное слово что . Не меньшие сложности вызывает и определение предложений с придаточными степени, в значении которых присутствует оттенок следствия: Ему (Левину. - Сост.) так понравилась эта работа, что он раз пять принимался косить (Л.Т.).