Сообщение труд и творчество в жизни человека. Разница между трудом и творчеством
Творчество - сложная форма трудовой деятельности, требующая от человека определенных способностей, многолетней предварительной подготовки,высокой профессиональной квалификации и особых условий.
К представителям творческих профессий относятся:
ученые, архитекторы, писатели, композиторы, конструкторы, артисты, художники и многие другие работники интеллектуальных форм деятельности. Для любой творческой работы характерно создание некоего качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Но это не всегда какое-либо значительное для всего человечества открытие (закон, принцип, правило) или шедевр искусства. Творчеством является
так же новая цель или алгоритм деятельности, ее новые способы и средства, новые методические подходы
к той или иной проблеме.
И с такой точки зрения элементы творчества включены практически в каждую существующую сферу деятельности людей, преобразующих окружающую природную и социальную действительность соответственно своим потребностям.
Всегда предполагает известную степень неопределенности, которая возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми, отличающимися от обычных ситуациями, требующими от него принятия нестандартных решений.
Частным примером таких форм творческой деятельности может служить труд судоводителя-штурмана
, управляющего движением судна в условиях неожиданных воздействий природной стихии, для которых характерна недостаточность информации о предстоящих изменениях метеорологической обстановки.
Возникающая ситуация неопределенности, активируя процессы внимания, восприятия, памяти, предъявляет повышенные требования к функциям творческого воображения.
На основе последнего, окружающая человека реальная действительность отражается в сознании человека в виде чувственных образов, в оригинальных, неординарных сочетаниях и связях. Мысленное оперирование ими способствует нахождению наиболее верного пути решения той или иной производственной задачи.
В рассматриваемом нами примере судоводитель , выполняя трудовую операцию швартовки судна, каждый раз в виде определенных образных картин идеально представляет все возможные варианты последствий своих решений и действий, выбирая наиболее оптимальные. При этом важнейшим механизмом творчества является интуиция - знания, условия получения которых человеком не осознаются.
В таких случаях люди обычно говорят: "Чувствую, что нужно действовать именно так, но объяснить, доказать этого не могу" .
Интуиция
- это один из видов мышления, для которого характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения при недостаточной осознанности его обоснования. Однако неверно противопоставлять интуицию логике, так как в процессе решения задачи эти стороны интеллекта образуют единое целое.
Прежде чем счастливая мысль "озарит" ученого, изобретателя, поэта и любого другого представителя творческих профессий, человек, как правило, затрачивает немало трудов на поиск решения, на рассмотрение различных его вариантов.
На пути к верному интуитивному решению проблемы происходит предварительное, порой длительное, сознательное её изучение, а так же неосознанное накопление связанных с ней образных представлений, которое осуществляется в процессе практической деятельности и специального обучения. Любое открытие, любая творческая мысль возникают не на пустом месте, а имеют своей основой профессиональный опыт индивида, общий уровень его развития, его способности, знания.
Современная наука признает , что любой человек в той или иной мере способен к творческой деятельности, но степень ее индивидуальной успешности во многом определяется такими личностными качествами как любознательность, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию. Даже наделенные от природы какой-либо специальной способностью (к музыке, математике и т.д.) люди достигали значительных творческих успехов лишь благодаря длительному упорному труду.
Известно, что Т. Эдисон работал ежедневно по 19-20 часов в сутки. В. Гёте, которого считали баловнем судьбы, писал "... я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырёх недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я всё время тащил в гору камень, который снова и снова скатывался, а нужно было снова тащить его вверх". Человек рождается не со способностями, а с наследственными их предпосылками - задатками, которые развиваются лишь в процессе практической деятельности (учебной, игровой, трудовой). Это относится к любому виду творчества. По словам русского композитора П. И. Чайковского: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".
Элементы творчества как компоненты многих форм человеческой деятельности характерны, в частности, для управленческого труда, связанного с необходимостью принимать нестандартные решения.
Ученики 4-б класса представляют свой коллективный проект «Труд – основа нашей жизни».
Труд, как и жизнь, существовал всегда. Труд и жизнь – это не разделимые понятия. Пока человек живет – он трудится! Нам стало интересно действительно это так?
Тема нашего проекта : «Труд – основа нашей жизни».
В связи с этим мы поставили перед собой цель : исследовать значение труда в жизни учеников нашего класса.
Проблема : зачем человеку трудиться?
Гипотезы :
Предположим, что труд имеет важное значение в жизни человека.
Если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.
Этапы исследования:
Найти в толковом словаре значение слова труд .
Узнать из энциклопедий, когда возник труд человека.
Найти пословицы о труде.
Провести анкетирование и выяснить отношение к труду своих одноклассников.
Проанализировать, какое значение имеет интеллектуальный труд в жизни школьника.
Собрать информацию о выполнении домашних обязанностей.
В интервью с родителями узнать, какие советы они могли бы дать своим детям.
В сочинениях одноклассников найти высказывания, которые понравились.
Своё исследование мы начали с толкования слова труд.
В толковом словаре слово труд означает:
Целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Например, умственный труд, физический труд.
Труд – это работа или занятие. Например, тяжёлый труд, получить вознаграждение за труд.
Труд – это усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Пример: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Следующий вопрос: когда и зачем возник труд?
Впервые труд появился в древности. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Древнейшие люди питались тем, что давала им природа. Мясо добывали мужчины на охоте. Чтобы укрыться от непогоды люди строили себе шалаши.
В библиотеке мы нашли пословицы о труде, народная мудрость гласит:
Кто трудится, тот голодным не останется.
Труд человека кормит, а лень портит.
Уменье и труд всё перетрут.
Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
Без мук труда не будет и радости.
Зеркало человека – его труд.
Обучение не только увлекательно, это ещё и процесс, требующий от каждого человека много усилий и работы над собой. Учение может и должно приносить много радости! Мы провели анкетирование среди учеников нашего класса и выяснили, в какие моменты они испытывают радость от учения.
Радость испытывают 65% учеников, когда справляются со сложной задачей.
Когда не задают домашнее задание, всего лишь 5% учеников радуются.
Хорошим отметкам рады 100%.
Когда учитель рассказывает о чём-нибудь интересном и необычном, испытывают радость 90%.
85% радуются, когда выполняют задания, в которых нужно придумать необычные решения.
Очень рады 100% учеников, когда поняли то, что не могли понять раньше.
100% учеников нашего класса убеждены, что для хорошей учёбы, нужно много трудиться.
Для того чтобы добиться успеха в жизни, нужно много трудиться. Мнение 100% учеников нашего класса.
Вот уже четвёртый год наш главный труд – это учение.
Разве может быть ученье увлекательным? Может! Мы убеждены в том, что если начинаешь ЧТО-ТО делать, нужно делать ЭТО хорошо.
Основная цель нашего учения: умение учиться с любовью, умение с увлечением заниматься любым делом, умение искать и находить интерес в любой деятельности. Человек может сам научиться работать с увлечением!
Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?
Могут! Каждому человеку ОДНИМИ предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить ДРУГИЕ, требуются определенные старания. Мы приучаем себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно, с уважением.
Можно ли развивать интеллектуальные способности В ШКОЛЕ? Можно!
На уроках мы учимся мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и чётко планировать свои действия .
Мы очень радуемся своим победам в школьных конкурсах. И с нетерпением ждём предметные недели, чтобы проверить и пополнить свои знания.
На внеурочной деятельности мы развиваем творческую активность и познавательные способности.
Мы научились создавать проекты. За 3 года мы уже создали много проектов и творческих работ. Свои проекты мы защищаем в классе, на школьных научно-практических конференциях.
А также свои работы представляем на Сайт «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика».
С 1 класса мы с удовольствием участвуем в дистанционных олимпиадах. Получаем не только хороший результат, но и развиваем свой ум, смекалку, трудолюбие, самостоятельность и ответственность.
Мы активно участвуем в исследовательской деятельности. Участвуя во Всероссийском конкурсе «Ученик года», мы создали 10 научно-исследовательских работ.
Наши исследовательские работы получают ПРИЗНАНИЕ на районных и областных конкурсах.
Мы твёрдо убеждены, что учение с увлечением - первый шаг к будущей ОТВЕТСТВЕННОЙ, СЕРЬЁЗНОЙ ЖИЗНИ, полной смысла и радости.
Следующий этап нашего исследования. Проанализировав свой учебный день, неделю, год, мы пришли к выводу, что кроме учебного труда мы вовлечены в трудовые дела нашего класса, школы. Мы занимаемся творчеством на внеурочной деятельности, ухаживаем за комнатными цветами, поддерживаем порядок в классе, участвуем в субботниках, благоустройстве территории вокруг школы.
Ещё мы трудимся дома, у всех учеников нашего класса есть домашние обязанности, с которыми мы с удовольствием справляемся.
В ходе интервью наши родители посоветовали:
Уважайте труд людей!
Наблюдайте за взрослыми, как они выполняют работу. Берите пример!
Любую работу нужно делать от начала и до конца.
Главное в работе – набраться терпения.
Найди себе увлечение, хобби. Например, шитьё, рукоделие, вышивание и др. Это развивает терпение.
Определи для себя посильное дело по дому.
Планируй свой день. Не забывай в распорядке дня оставить место для выполнения домашних обязанностей.
Чередуй работу и отдых.
Не берись за непосильную для тебя работу.
Если что-то не поучается, попроси помощи.
Трудиться – всегда пригодится!
Нам было интересно мнение наших одноклассников о труде. Вот, что они считают:
Беделов Имам считает: «Труд – главное в жизни человека».
По-мнению Русовой Вики: «Каждый человек должен трудиться».
Родина Виолетта считает: «Любой труд надо ценить и уважать, ведь слаще всех трудов – плод человеческого труда».
Вот мнение Уваровой Арианы: «Трудиться нужно честно и добросовестно».
Филатова Диана подметила: «Когда трудишься с любовью и желанием, это доставляет радость. Разгадка долголетия в труде».
Вершкова Алиса по праву считает: «Труд позволяет человеку добиться поставленных целей, стать успешным и счастливым».
Эйсфельд Ваня говорит так: «В наше время, чтобы хорошо жить, надо хорошо и много трудиться».
В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу:
Если к своему труду отнестись добросовестно, ответственно, приложить волевое усилие, терпение, усидчивость, то обязательно получится результат.
Гипотеза, что труд имеет важное значение в нашей жизни, подтвердилась.
Мы уверены в том, что, если человек много трудится, он в жизни многого добьётся.
Спасибо за внимание!
Желаем всем здоровья и творческих успехов!
Творческий труд.
Особенности творческой деятельности.
Творческий труд:
Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.
Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.
Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.
Творчество - это сложный процесс создания нового.
Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.
В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.
Основные этапы творческого процесса:
а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;
б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;
в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;
г) проверка и доработка.
Особенности творческой деятельности:
1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.
2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них - активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер - инерция собственного мышления.
3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения - когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.
4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.
5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4-6 градусов.
6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.
На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.
Творчество - не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.
Высшее кульминационное творческое состояние - это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии - это награда за каторжный труд.
Методическая разработка профориентационного урока учителя обществознания МОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы» Березиной Аллы Алексеевны
Предмет: обществознание
Класс: 6
Тема: «Труд и творчество» (§ 13 - УМК под редакцией Боголюбова Л.Н., Л.Ф. Ивановой, допущено Министерством образования и науки РФ, М. Просвещение», 2008)
Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса
творчества.
Задачи :
1) формирование представлений о роли труда в жизни человека;
сравнить работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
выяснить разницу между ремесленником и мастером;
2) расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой
профессии;
3) познакомить с востребованными творческими профессиями 21 века в России
4) формирование умений вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Оборудование: компьютер, проектор
Эпиграф к уроку:
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Ушинский
II . Изучение нового материала
Ребята! Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека? Слайд 2
Найдите в тексте учебника, в чем отличие труда человека от труда животных Слайд 3
Животные не могут думать, как они будут работать; - инстинкт
Не ставят цель при работе; - нет цели
Какие орудия труда они будут использовать; - не использует средств труда
Не умеют планировать работу; - не планируют
Определить, сколько времени понадобиться на выполнение работы - не задумываются о сроках, времени.
Таким образом, животные выполняют одну и ту же работу, необходимую для его жизни (для выживания)
Что же необходимо животным для жизни:
Пища (разыскивает);
Заготавливает корм;
Строит жилище (нору или гнездо).
Итак, э тому их никто не учит, все эти умения переходят им по наследству от родителей (всё это они выполняют инстинктивно), т. е. они уже рождаются с умением выполнять отдельные действия. Животное не умеет планировать.
А что характерно для труда человека?
Планирование;
Создаёт новые машины и механизмы;
Совершенствует всё вокруг себя.
Какова цель деятельности человека?
Удовлетворение своих потребностей. Большая часть людей выполняет работу для удовлетворения физиологических потребностей. Для этого им достаточно строго выполнять требования к выполняемой работе. Их работа будет характеризоваться следующим образом - работа по образцу. Таких людей в древности называли ремесленниками. Ремесленник - человек, владеющий ремеслом,умеющий делать полезные вещи.
Обратимся к словарю, ремесло - слайд 4
Владение искусством изготовления определенных видов вещей, наличие соответствующей профессии.
Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких л. изделий ручным, кустарным способом
Таким образом, ремесло - это деятельность человека по производству различных важных и нужных предметов для жизни .
Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.
Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое.
Как вы думаете, почему?
Удовлетворение престижных потребностей, потребность в самореализации.
Каким образом человек может самореализоваться в работе?
Проявив фантазию, воображение - проявив творчество.
Что же такое творчество?
Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
А как можно назвать человека который проявляет в работе творчество?
Мастер - человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Кого мы можем назвать людьми творческих профессий?
Писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов. Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер отражал эти особенности в этих предметах. Хотятворчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.
Давайте познакомимся с самыми востребованными творческимипрофессиями 21 века в России.
1. Web-дизайнер Средняя зарплата: 36690 руб. (слайд 5)
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта
В презентации отражены вопросы: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.
Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.
Презентация разбита на 2 части из-за веса файла, их можно соединить или использовать автономно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Труд и творчество Урок 22
Трудовая деятельность человека. Чем труд челове -ка отличается от деятельности жи-вотных?
Ж ивотное выполняет всегда одни и те же дей-ствия. Это условные и безусловные рефлек-сы, данные природой. Подробнее о них ты уз-наешь на уроках биологии. Н и одно животное не создаёт чего-то нового. Н и одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско-лько времени на это понадобится. Т о есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.
Ч еловек учится трудиться. Ч еловек исполь-зует природные материалы, умеет созда-вать для своей деятельности различные ма -шины и ин- струменты. Л юди постоян -но изменяют то, что создано.
Мастер и ремесленник Ремесленником назы-вают человека, владе-ющего ремеслом. Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б ыть ремесленником – значит заниматься ка-ким-то ремеслом.
Г лавное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч -но ручной. С реди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер – человек достигший высокого мас-терства (искусства) в своём деле. Он вкла-дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Труд и творчество Урок 22
План урока: 1. Трудовая деятельность человека. 2. Мастер и ремесленник. 3. Что такое творчество. 4. Творчество в искусстве.
Что такое творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове -ка, но и для других. В ыдумка, фантазия, воо-бражение неотделимы от творчества. Т ворчество отличает дея-тельность очень многих лю-дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.
Творчество в искусстве. У меешь ли ты не только смотреть, но и ви -деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос -кое? У меешь ли ты не только слушать, но и слы-шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П ро людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув-ства красоты».
У чись удивляться красоте и наслаждаться красотой. Е сли ты ещё не умеешь этого, не мешай другим наслаждаться произведениями ис-кусства. И скусство требует от человека умения тво-рить, создавать прекрасное.
З аполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ец Ш катулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ец С оздатель, автор. _ _ _ _ ец П остройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ец П охвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л а р Т в о р Д в о р М о л о д
Домашнее задание: § 10, сс. 81-89, З адания в рабочей тетради: №№ 1-3, сс. 51-53.
Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp