Медицинский прибор корона. Русский космос: проект «Корона» и другие разработки ГРЦ Макеева

В России возобновили процесс разработки одноступенчатой ракеты-носителя многоразового использования КОРОНА. Больше похожая на космический корабль разработка российских военных сможет самостоятельно взлетать с Земли и возвращаться на планету, садясь вертикально.

Ракета б/у

2017 год для космонавтики прошёл под знаком возвращаемых ступеней. Только SpaceX посадила 14 первых ступеней ракет-носителей Falcon 9. Из чуда и невероятного события это становится рутиной. И хотя экономисты ещё не сказали своего последнего слова - насколько сильно это повлияет на себестоимость запусков, - становится понятно, что возвращать первые ступени с дорогостоящими двигателями - это стратегия будущего.

А что же Россия? Мы уже писали о том, как "Роскосмос" пытается впрыгнуть в последний вагон многоразовой космонавтики, а РКК "Энергия" на свои собственные средства проводит расчёт возможности сделать многоразовыми перспективные ракеты-носители "Союз". Но неужели до настоящего времени в России никто не задумывался о многоразовости?

Это не так. Российские, советские, а затем снова российские учёные много лет рассматривали возможность создания многоразовых ракет-носителей. И в России есть ракетный центр, много лет подряд занимающийся в том числе и многоразовыми ракетами-носителями.

Это Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева - российский разработчик баллистических ракет подводных лодок, один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники. Макеевский центр изначально военный, поэтому о разработках из Миасса широкой публике известно не так много.

Ход "Россиянки"

Среди работ макеевцев много лёгких и конверсионных ракет-носителей, разработанных на основе уже существующих военных межконтинентальных баллистических ракет. Это "Зыбь", "Волна" и "Штиль", разработанные в девяностых годах прошлого века. Кроме того, ракетный центр участвовал в большой разработке ракеты-носителя "Русь-М".

По идее "Русь-М" должна была стать универсальной ракетной системой, включавшей в себя носители трёх классов - от среднего до тяжёлого. Первая ступень ракеты-носителя "Русь-М" представляет собой неразделяемую в полёте "связку" из трёх автономных блоков, максимально унифицированных между собой. Такая унификация давно применяется конструкторами для удешевления - именно так работает американская Delta Heavy, готовящаяся сейчас к старту Falcon Heavy и даже перспективный российский тяжёлый носитель на основе "Союза-5".

Русь-М" не пошла, было решено остановиться на связке "Союз", "Протон" и "Ангара". Более чем 1,63 миллиарда рублей ушли в никуда.

А что же предлагали макеевцы ещё до того, как многоразовость стала "модной"? Основная их разработка - это "Россиянка", показанная в 2011 году, как раз после бесславного завершения проекта "Русь-М". Основной особенностью двухступенчатой "Россиянки" являлась возвращаемая первая ступень, которую можно использовать до 25 раз.

Возвращение ступени предполагалось осуществлять по баллистической траектории путём повторного включения штатных двигателей. То есть именно так, как у Илона Маска. Однако всё это ещё в 2011 году, до первой успешной посадки ступени Falcon 9 оставалось целых четыре года.

Увы, зелёный свет проекту макеевцев не дали. Вместо него предполагалось реализовывать многоразовость через проект "Байкал-Ангара" (многоразовый разгонный модуль), тоже оказавшийся немного мертворождённым. Шанс был упущен.

Венец творения

Шаттла" ему не требуется гигантского бака и огромных твердотопливных ускорителей для выхода в космос. Предполагается, что КОРОНА сможет вывести на низкую опорную орбиту около семи тонн полезных грузов, а затем вернуться на Землю и сесть вертикально при помощи своих двигателей. Больше всего эта ракета похожа на Delta Clipper от "Мадонелл-Дуглас", американская разработка, увы, сейчас тоже находится в замороженном состоянии.

В 2013 году проект был заморожен и вёлся только на собственные средства ракетного центра. И вот в начале 2018 года появилась информация, что финансирование проекта возобновлено, и вполне возможно, что уже вскоре мы услышим новость о создании первой пробной версии КОРОНА. Если так, то мечта о самых настоящих космических кораблях, взлетающих с Земли, а затем садящихся обратно, вскоре может оказаться на шаг ближе к реальности.

Аппарат для дарсонвализации «Корона» широко применяется в спортивной медицине, домашней физиотерапии, лечебно-профилактических учреждениях и косметологии. Его принцип действия заключается в возникновении разряда, развивающегося между электродом и поверхностью тела, а также в глубине биологических тканей. Результатом воздействия электромагнитных излучений «Короны» является стимуляция обмена веществ, улучшение тканевого дыхания, нормализация деятельности нервной системы и эндокринных желез. Кроме этого, лечение «Короной» частично рассасывает солевые отложения в суставах, регенерирует поврежденные или стареющие ткани и позволяет избавиться от многих косметических проблем.

Показания

Аппарат «Корона» показан при таких дерматологических кожных заболеваниях, как угревая сыпь, келоидные рубцы, псориаз, экзема, аллопеция, лишай, себорея и так далее. Отлично аппарат зарекомендовал себя в лечении заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, а также неврологических, хирургических, гинекологических и ЛОР-патологий. Разряд «Короны» отлично справляется с проблемами кровеносной и лимфатической систем, заметно улучшая состояние поверхностных и внутренних тканей, а также контуры тела.

Применение в косметологии

Аппарат «Корона» часто применяют косметологи для профилактики появления морщин, повышения эластичности кожи, удаления бородавок, улучшения кровообращения кожи лица и головы. Аппарат позволяет существенно сократить количество выпадающих волос при облысении, избавиться от сухой или жирной перхоти, вылечить юношеские угри и улучшить функциональное состояние кожи. Лечение производится контактной или дистанционной методикой. При контактном способе электродом «Короны» плавно водят по слегка подсушенной коже лица, тогда как при дистанционной электрод дополнительно приподнимают над обрабатываемой поверхностью. Также дистанционный метод предусматривает непрерывную обработку электродом по массажным линиям с созданием небольшой воздушной прослойки над кожей. Это позволяет добиться мягкого лифтингового эффекта при курсовом воздействии.


Способ применения

В качестве завершающей косметологической процедуры «Корону» используют после вакуумной чистки, чистки с дезинкрустацией или броссажа (механическая чистка лица). При жирной коже аппарат контактно применяют по тальку перед нанесением маски, а при сухой - после нанесения маски по питательному или защитному крему. Для использования «Короны» в качестве основной лифтинговой процедуры, рекомендуется применять аппарат в течение 10 минут дистанционным методом.

Противопоказания

Аппарат «Корона» нельзя использовать при таких патологиях, как злокачественные опухоли, склонность к кровотечениям, нарушения свертываемости крови, эпилепсия, наличие кардиостимулятора и беременность. Также нельзя пользоваться аппаратом людям с индивидуальной непереносимостью тока, гирсутизмом, выраженными формами купероза, лихорадкой, активным туберкулезом легких, тромбофлебитом и аритмией.

Комплектность аппарата

В комплект входит аппарат, три насадки (грибовидная малая, гребешковая и полостная) и инструкция по эксплуатации.

Корона аппарат для Дарсонвализации (3 насадки)

Габаритные размеры генератора - 120х58х82мм;
Габаритные размеры трансформатора - 170х46х46мм;
Масса аппарата не более 0,7 кг;
Аппарат Корона обеспечивает на выходе электрический сигнал в виде видеоимпульсов;
Частота следования пачек импульсов - 100Гц;
Частота заполнения импульсов 110кГц;
Амплитудное значение выходного напрыжения плавно регулируется от минимального значения до напряжения не менее 10 кВ;
Ток потребляемый аппаратом - не более 0,25 А;
Аппарат Корона обеспечивает циклический режим работы в течении 8 часов: 20 мин. работы, 10 мин. перепыв;
По защите от поражения электрическим током аппарат выполнен по классу II тип В ГОСТ 12.2.025;
Аппарат Корона имеет среднюю наработку на отказ не менее 3400 ч.;
Питание аппарата Корона осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц;
В комплект поставки входит: аппарат Корона, 3 электрода (полостной, грибовидный, гребешковый);
Гарантийный срок эксплуатации - 12 месяцев со дня продажи.

    Здравствуйте. Врач мне прописал дарсонваль для лечения позвоночника. Прибор выбирал у вас на сайте и остановился на Короне. Подкупило то, что здесь несколько насадок. Жене понравилась насадка для волос, она ей пользуется с удовольствием, тоже здоровье поправляет. А меня перестали беспокоить постоянные боли. Очень хороший прибор. Мы всей семьей пользуемся и довольны. Хочу отметить, что он в целом улучшает кровообращение, общее состояние здоровья. Мы с денной отметили даже, что настроение улучшается. Спасибо вам за возможность правильно и быстро лечиться, тем более дома!

    Я брал для лечения кожи аппарат, все по назначению врача. У меня были небольшие проблемы. Поликлиника отпала сразу, я на работе, человек занятой. Выбирать тоже некогда было, помог консультант с вашего сайта. И доставку заказывал домой, привезли на следующий день. Сразу лечиться начал. Сначала не очень доверял, честно скажу. Но потом увидел результат, и мой скептицизм растаял. Действительно стоящая штука. Благодарю производителей за хороший прибор. Корона мне подходит и вылечился я быстрее даже, чем прогнозировал врач.

    Я покупал аппарат для жены, морщины, лифтинг вот эти все вещи. Она убеждала, что прям действовать должно прекрасно. Ну я думала дамские штучки, ладно. А потмо и сам результат заметил. И даже знаете, с суставами у меня проблема была. Прочли в аннотации, что прибор может помочь. Я почувствовал облегчение боли! Сейчас продолжаю лечение и пока жалоб нет. Очень довольны. Думаем теперь ребенку кожу подлечить.

    Здравствуйте. Я как и все женщины люблю уход за собой, есть свой косметолог, регулярно хочу в салон на процедуры. Купить Корону мне посоветовала подруга. Сказала, в нашем возрасте гораздо лучшее физиотерапию делать, чем все эти салонные маски. Я так не считаю, конечно, но решила попробовать. Купила у вас на сайте. Теперь мои походы в салон сократились вдвое. Муж доволен – трат меньше стало в разы. И вы знаете, я сама очень довольна. Лифтинг, улучшение состояния кожи, крофообращения. Каким-то непостижимым образом процедуры с прибором ее выравнивают, освежают. И это вполне себе реальность. Вот не думала, конечно, что может быть так, но была приятно удивлена. Потому, дамы, рекомендую от души. Хотела спросить, реально ли он еще и от отложения солей избавляет?

    Все мы болеем в зимнее время года, временами простуды очень сильно затягиваются, грозя перейти в хронические формы. Такое случилось и со мной, от приема традиционных таблеток видимых улучшений нет, слишком сильные средства пока употреблять не хочется.

    Дарсонваль – классика советских санаториев и других лечебных заведений. Прибор, проверенный временем, кто принимал какие-либо физиотерапевтические процедуры в указанный исторический период, наверняка, не избежали «расческу», которая снимает нервное напряжение.
    С удивлением узнала, что умный прибор может лечить и другие заболевания: от бронхитов до прыщей, даже заживляет язвы, борется с остеохондрозом, варикозным расширением вен, целлюлитом. Найти в интернете этот товар оказалось делом несложным, он вполне доступен по цене, высылается почтой многими интернет-магазинами.

    Выбрала недорогой «Корона», прочитала отзывы, претензии были, в основном, к упаковке: картонная коробочка в наше время выглядит не очень хорошо, она недолговечная. Можно было бы сделать и пластиковую упаковку. Но меня больше интересовало содержимое, прибор был заказан.
    Товар дошел до ближайшего почтового отделения в целости и сохранности, несмотря на то, что некоторые запчасти к нему довольно хрупкие.
    Прибор легкий, весит 300 грамм, рука не устает его держать во время принятия процедуры. На корпусе всего одна кнопка, регулирующая силу тока, ее нужно поворачивать по часовой или против часовой стрелки.

    В комплект, кроме самого прибора, входят три насадки: электрод грибовидный, электрод гребешковый и полостной. Все насадки уложены в поролоновые трубочки, которые исключают повреждения при транспортировке и хранении.
    Товар мне показался эталонным, в нем есть стабилизатор, который повышает надежность, защищает от скачков напряжения в сети. Приятно, что прибор произведен в России. В комплекте также есть книжечка, которая подробно рассказывает не только о том, как правильно пользоваться этой техникой, но и как лечить то или иное заболевание.

    Оказывается, теперь можно провести себе физиотерапию на дому, не нужно никуда идти, можно делать процедуры тогда, когда есть время. Ощущения: польза есть, пока не знаю, что еще я им вылечу, но найти в списке «свое» заболевание может едва ли не каждый человек. Можно полечиться с косметической целью: прибор разглаживает морщины и заметно освежает кожу лица.

Считается, что технологии всегда развиваются постепенно, от простого к сложному, от каменного ножа к стальному — и лишь затем к фрезерному станку с программным управлением. Однако судьба космического ракетостроения оказалась не столь прямолинейной. Создание простых, надежных одноступенчатых ракет долгое время оставалось недоступным для конструкторов. Требовались такие решения, которых не могли предложить ни материаловеды, ни двигателисты. До сих пор ракеты-носители остаются многоступенчатыми и одноразовыми: невероятно сложная и дорогостоящая система используется считаные минуты, после чего выбрасывается.

Роман Фишман

«Представьте, что перед каждым перелетом вы бы собирали новый самолет: соединяли фюзеляж с крыльями, прокладывали электрокабели, устанавливали двигатели, а после приземления отправляли бы его на свалку… Далеко так не улетишь, — рассказали нам разработчики Государственного ракетного центра им. Макеева. — Но именно так мы поступаем каждый раз, отправляя грузы на орбиту. Конечно, в идеале всем хотелось бы иметь надежную одноступенчатую «машину», которая не требует сборки, а прибывает на космодром, заправляется и запускается. А потом возвращается и стартует еще раз — и еще»…

На полпути

По большому счету, ракетная техника пыталась обойтись одной ступенью еще с самых ранних проектов. В первоначальных набросках Циолковского фигурируют именно такие конструкции. Он отказался от этой идеи лишь позднее, поняв, что технологии начала ХХ века не позволяют реализовать это простое и элегантное решение. Вновь интерес к одноступенчатым носителям возник уже в 1960-х, и такие проекты прорабатывались по обе стороны океана. К 1970-м в США работали над одноступенчатыми ракетами SASSTO, Phoenix и несколькими решениями на базе S-IVB, третьей ступени РН Saturn V, которые доставляли астронавтов на Луну.


КОРОНА должна стать роботизированной и получить интеллектуальное программное обеспечение для системы управления. ПО сможет обновляться прямо в полете, а в нештатной ситуации автоматически «откатываться» к резервной стабильной версии.

«Грузоподъемностью бы такой вариант не отличался, двигатели для этого были недостаточно хороши — но все же это была бы одна ступень, вполне способная долететь на орбиту, — продолжают инженеры. — Разумеется, экономически это было бы совершенно неоправданным». Лишь в последние десятилетия появились композиты и технологии работы с ними, которые позволяют сделать носитель одноступенчатым и притом многоразовым. Стоимость такой «наукоемкой» ракеты будет выше, чем традиционной конструкции, зато она будет «размазана» на множество стартов, так что цена запуска окажется значительно ниже обычного уровня.

Именно многоразовость носителей — сегодня главная цель разработчиков. Частично многоразовыми были системы Space Shuttle и «Энергия-Буран». Многократное использование первой ступени отрабатывается для ракет SpaceX Falcon 9. В SpaceX уже осуществили несколько успешных посадок, а в конце марта попытаются запустить одну из летавших в космос ступеней еще раз. «На наш взгляд, этот подход может лишь дискредитировать идею создания настоящего многоразового носителя, — замечают в КБ Макеева. — Такую ракету все равно приходится перебирать после каждого полета, монтировать связи и новые одноразовые компоненты… и мы снова возвращаемся к тому, с чего начали».


Полностью многоразовые носители пока остаются лишь в виде проектов — за исключением New Shepard американской компании Blue Origin. Пока что ракета с пилотируемой капсулой рассчитана лишь на суборбитальные полеты космических туристов, но большинство найденных при этом решений вполне можно масштабировать и для более серьезного орбитального носителя. Представители компании не скрывают планов создать такой вариант, для которого уже разрабатываются мощные двигатели ВЕ-3 и ВЕ-4. «С каждым суборбитальным полетом мы приближаемся к орбите», — заверяют в Blue Origin. Но их перспективный носитель New Glenn тоже будет многоразовым не полностью: повторно использоваться должен лишь первый блок, созданный на основе уже испытанной конструкции New Shepard.

Сопротивление материала

Углепластиковые материалы, необходимые для полностью многоразовых и одноступенчатых ракет, применяются в аэрокосмической технике еще с 1990-х. В те же годы инженеры компании McDonnell Douglas оперативно приступили к реализации проекта Delta Clipper (DC-X) и сегодня вполне бы могли похвастаться готовым и летающим углепластиковым носителем. К сожалению, под давлением Lockheed Martin работа над DC-X была прекращена, технологии переданы NASA, где их пытались применить для неудачного проекта VentureStar, после чего многие занятые этой темой инженеры перешли на работу в Blue Origin, а сама компания была поглощена Boeing.


В те же 1990-е этой задачей заинтересовались и в российском ГРЦ Макеева. За прошедшие с тех пор годы проект КОРОНА («Космическая одноразовая ракета, одноступенчатый носитель [космических] аппаратов») пережил заметную эволюцию, и промежуточные варианты показывают, как все более простыми и совершенными становились конструкция и компоновка. Постепенно разработчики отказались от сложных элементов — таких как крылья или внешние топливные баки — и пришли к пониманию того, что основным материалом корпуса должен стать именно углепластик. Вместе с обликом менялись и масса, и грузоподъемность. «Используя даже лучшие современные материалы, невозможно построить одноступенчатую ракету массой менее 60−70 т, при этом полезная нагрузка у нее будет совсем невелика, — говорит один из разработчиков. — Но по мере роста стартовой массы на конструкцию (до определенного предела) приходится все меньшая доля, и использовать ее становится все более выгодно. Для орбитальной ракеты этот оптимум — примерно 160−170 т, начиная с этого масштаба ее применение уже может быть оправданным».

В последней версии проекта КОРОНА стартовая масса еще выше и приближается к 300 т. Такая большая одноступенчатая ракета требует использования высокоэффективного жидкостного реактивного двигателя, работающего на водороде и кислороде. В отличие от двигателей на отдельных ступенях, такой ЖРД должен «уметь» работать в очень разных условиях и на разных высотах, включая взлет и полет за пределами атмосферы. «Обычный жидкостный двигатель с соплами Лаваля эффективен лишь на определенных диапазонах высот, — поясняют макеевские конструкторы, — поэтому мы пришли к необходимости использовать клиновоздушный ЖРД». Газовая струя в таких двигателях сама подстраивается под давление «за бортом», и они сохраняют эффективность как у поверхности, так и высоко в стратосфере.


Пока в мире не существует рабочего двигателя этого типа, хотя ими занимались и занимаются и в нашей стране, и в США. В 1960-х инженеры Rocketdyne испытывали такие двигатели на стенде, но до установки на ракеты дело не дошло. КОРОНА должна оснащаться модульным вариантом, в котором клиновоздушное сопло — единственный элемент, который пока не имеет прототипа и не был отработан. Есть в России и все технологии для производства композитных деталей — их разработали и успешно применяют, например, во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) и в ОАО «Композит».

Вертикальная посадка

При полете в атмосфере углепластиковую силовую конструкцию КОРОНы будут покрывать теплозащитные плитки, разработанные в ВИАМ еще для «Буранов» и с тех пор заметно усовершенствованные. «Основная тепловая нагрузка на нашу ракету концентрируется на ее «носке», где используются высокотемпературные элементы теплозащиты, — объясняют конструкторы. — При этом расширяющиеся борта ракеты имеют больший диаметр и находятся под острым углом к потоку воздуха. Температурная нагрузка на них меньше, что позволяет использовать более легкие материалы. В результате мы сэкономили больше 1,5 т. Масса высокотемпературной части у нас не превышает 6% от общей массы теплозащиты. Для сравнения, у «Шаттлов» на нее приходится больше 20%».


Изящная конусообразная конструкция носителя стала результатом бесчисленных проб и ошибок. По словам разработчиков, если взять только ключевые характеристики возможного многоразового одноступенчатого носителя, то придется рассмотреть порядка 16 000 их комбинаций. Сотни из них конструкторы оценили, работая над проектом. «От крыльев, как на «Буране» или Space Shuttle, мы решили отказаться, — говорят они. — По большому счету, в верхних слоях атмосферы они космическим кораблям только мешают. Входят в атмосферу на гиперзвуке такие корабли не лучше «утюга», и только на сверхзвуковой скорости переходят к горизонтальному полету и могут как следует опереться на аэродинамику крыльев».

Осесимметричная конусообразная форма не толь­ко позволяет облегчить теплозащиту, но и обладает хорошей аэродинамикой при движении на очень больших скоростях. Уже в верхних слоях атмосферы ракета получает подъемную силу, которая позволяет ей не только тормозить здесь, но и маневрировать. Это, в свою очередь, дает возможность совершить необходимые маневры на большой высоте, направляясь к месту посадки, и в дальнейшем полете останется лишь завершить торможение, скорректировать курс и развернуться кормой вниз, используя слабые маневровые двигатели.


Вспомним и Falcon 9, и New Shepard: в вертикальной посадке сегодня уже нет ничего невозможного или даже необычного. При этом она позволяет обойтись существенно меньшими силами при строительстве и эксплуатации ВПП — полоса, на которую садились те же «Шаттлы» и «Буран» должна была иметь протяженность в несколько километров, чтобы затормозить аппарат со скорости в сотни километров в час. «КОРОНА, в принципе, может даже взлетать с морской платформы и садиться на нее, — добавляет один из авторов проекта, — конечная точность посадки у нас составит около 10 м, ракета опускается на выдвижные пневматические амортизаторы». Останется лишь провести диагностику, заправить, поместить новую полезную нагрузку — и можно снова отправляться в полет.

КОРОНА до сих пор реализуется при отсутствии финансирования, так что разработчикам КБ Макеева удалось добраться лишь до завершающих этапов эскизного проекта. «Мы прошли эту стадию почти целиком и совершенно самостоятельно, без внешней поддержки. Все, что можно было сделать, мы уже сделали, — говорят конструкторы. — Мы знаем, что, где и когда должно быть произведено. Теперь надо переходить к практическому проектированию, производству и отработке ключевых узлов, а на это требуются деньги, так что сейчас все упирается в них».

Отложенный старт

Углепластиковая ракета ожидает лишь масштабного старта, при получении необходимой поддержки конструкторы готовы уже через шесть лет начать летные испытания, а через семь-восемь — приступить к опытной эксплуатации первых ракет. По их оценкам, для этого требуется сумма менее $2 млрд — по меркам ракетостроения совсем немного. При этом возврата инвестиций можно ждать уже через семь лет использования ракеты, если количество коммерческих пусков сохранится на текущем уровне, или даже за 1,5 года — если оно будет расти прогнозируемыми темпами.


Более того, наличие на ракете двигателей маневрирования, средств сближения и стыковки позволяет рассчитывать и на сложные многопусковые схемы выведения. Потратив топливо не на посадку, а на довыведение полезной нагрузки, можно довести ее до массы уже более 11 т. Затем КОРОНА состыкуется со второй, «танкерной», которая заправит ее баки дополнительным горючим, необходимым для возвращения. Но все-таки куда важнее многоразовость, которая впервые избавит нас от необходимости собирать носитель перед каждым запуском — и терять его после каждого выведения. Только такой подход может обеспечить создание стабильного двустороннего грузопотока между Землей и орбитой, а вместе с тем и начало настоящей, активной, масштабной эксплуатации околоземного пространства.

Ну а пока КОРОНА остается в «подвешенном состоянии», работа над New Shepard продолжается. Развивается и аналогичный японский проект RVT. Российским разработчикам для рывка может просто не хватить поддержки. Если у вас есть пара лишних миллиардов, это будет инвестицией куда лучшей, чем даже самая большая и роскошная яхта в мире.

Наш эксперт

Александр Вавилин Образование: Челябинский государственный университет Работа: ведущий инженер-конструктор проектного отдела ГРЦ им. Макеева

11:46 13/12/2017

0 👁 1 297

Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева на выставке в Челябинске представил свой проект – многоразовую “Корона”.

Выставка, посвященная 70-летию АО “ГРЦ Макеева”, открылась сегодня в историческом музее Южного Урала.

Главный инженер ГРЦ Владимир Осипов отметил, что здесь представлена история предприятия. За 70 лет существования ракетного центра было запущено порядка 7 тыс. ракет, при этом неуспешных пусков – единицы.

“СКБ–385 70 лет назад – это несколько человек при заводе №66 в Златоусте. Из этого выросло полноценное конструкторское бюро, целая холдинговая структура, которая обеспечивает мирное небо над нами. Сегодня у государственного ракетного центра и холдинговой структуры сформирован пакет заказов на длительную перспективу. Нам есть чем гордиться. Здесь представлен макет ракеты “Корона”. Это полностью многоразовый носитель всех ступеней”, – отметил он.

Многоразовую одноступенчатую ракету-носитель “Корона” называют уникальной разработкой ракетного центра. Но в настоящий момент это только проект.

Как отмечает Осипов, ракета сможет приземляться в точку старта после выведения полезной нагрузки на . “Многоразовость – это колоссальное достижение. В ней минимум заменяемых элементов, за счет этого мы сокращаем стоимость”, – подчеркнул он.

Ведущий специалист предприятия Валерий Горбунов рассказал, что ракета спроектирована и изготовлена так, что дает возможность запустить определенную полезную нагрузку в космос, а потом посадить ракету. Для этого у нее есть опоры, чтобы, приближаясь к , она не качалась и не падала.

“Корона” имеет стартовую массу 270-290 т и предназначена для выведения полезных грузов массой до 7 т при традиционном использовании или до 12 т при специальной схеме выведения на низкие околоземные орбиты. Она может доставлять грузы на околоземные в грузовом контейнере и возвращать их, запускать на орбиту и снимать с нее технологические модули различного назначения.

“Корона” способна вывести полезную нагрузку, а затем ее возвращают и снова готовят к запуску, который можно осуществить уже через сутки.

Многоразовая ракета может снизить стоимость запуска, по сравнению с одноразовыми , в 5-10 раз.

Для запуска и посадки используются упрощенные стартовые сооружения. Время подготовки к очередному пуску – около суток. По мнению разработчиков, ракета-носитель может использоваться в интересах пилотируемой космонавтики при строительстве модульных орбитальных станций, для доставки грузов к ним или на .

При разработке основных агрегатов РН «Корона» используется модульный принцип. Основной конструкционный материал – углепластик. Эффективность его применения подтверждена такими разработками отечественной авиационной промышленности, как вертолет Ка-52, самолет МС-21. Возможность использования углепластика для одноступенчатых ракет-носителей подтверждена рядом проектно-конструкторских работ.

По классу «Корона» близка к РН или , а по экономической эффективности может превзойти американского конкурента благодаря принятым конструктивно-компоновочным решениям, использованию нетрадиционных конструкционных материалов и модульному маршевому двигателю внешнего расширения. Двигатель с центральным телом в отличие от традиционных эффективен во всем диапазоне высот, что и делает оптимальным его применение на одноступенчатых ракетах-носителях.

Стоит отметить, что разработка “Короны” велась с 1992 года, но спустя 20 лет была приостановлена из-за нехватки финансирования.

В целом на выставке представлена информация о трех поколениях баллистических ракет подводных лодок, созданных коллективом предприятия. Это восемь базовых ракет и 16 их модификаций.

Представлен в экспозиции и фрагмент корпуса второй ступени ракеты Р-29Р. “Здесь видна “вафельная” конструкция. Раньше ракеты делались из листа нержавейки, а весь силовой набор приваривался электросваркой. Здесь технология другая, которая позволила корпус сделать легче. А раз легче корпус, можно достичь большей дальности при том же количестве топлива”, – рассказывает Валерий Горбунов.

Сотрудники ракетного центра знаковыми экспонатами выставки называют макеты ракет, потому что это “судьбы разработчиков”. На каждый комплекс уходило несколько лет работы предприятия.

В настоящий момент предприятие ведет серийное производство тех ракет, которые еще поступают на вооружение, и поддерживает боеготовность комплексов, которые находятся на вооружении в Военно-морском флоте.