В чем заключаются политические интересы. Что такое политика? Смотреть что такое "Политика" в других словарях

Реальная причина политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению.

Категория «политический интерес» позволяет определить направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так,политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий. Роль политических интересов заключается в том, что: 1) в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества; 2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов; 3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы. Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласованияинтересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются 2 противоположные тенденции: 1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем; 2) диверсификация политических интересов, т.

е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной

Интересы в политике

Интересы в политике

(от лат. interest - имеет значение, важ­но) являются непосредственной основой политической идеологии и мотива­ми деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную. Действительная общественно-политическая ситуация высту­пает в качестве объективной основы интересов. Так, абсолютное выраже­ние этой основы содержится в принципе материалистического понимания истории Маркса, согласно которому общественное бытие формирует соци­альные и политические интересы. Субъективная основа интересов заключа­ется в осознании внутренних потребностей человека, формирование кото­рых исследовалось различными школами идеализма (Платон, Гегель) и мыс­лителей, пытавшихся объединить обе основы в одно целое (Юнг).

В самом общем плане политические интересы осознаются и направля­ются посредством деятельности на реализацию потребностей больших групп людей. Основой политических интересов выступает социальный опыт. Он обрабатывается посредством сложнейших социально-идентификационных меха­низмов, превращаясь, в частности, в политическую идеологию.

Интересы, распространившись и превратившись в стереотипы общест­венной психологии, приобретают статус мощной политической силы. Инте­ресы во времени можно разделить на текущие, направленные на трансляцию реальности, и перспективные, выражающие моменты возможности, будущего. Реализация перспективных интересов является предметом политической де­ятельности нарождающихся элит и политической оппозиции. Реализуются они сложным способом через различные формы социально-политической ак­тивности, являются предметом исторического действия. Неосознанные ин­тересы находятся в коллективном бессознательном (Юнг), из него они «поднимаются» в виде символов и идеологий. Они могут носить реалисти­ческий, утопический и антиутопический характер.

Исторический опыт позволяет сделать вывод, что полной реализации интересов в политике не бывает. До сих пор политика реализуется как единство сознательного и бессознательно-стихийного. Судьба России ха­рактеризуется утопичностью идеологических, осознанных интересов и действием в реальной политической жизни вуалируемых и бессознательных интересов.

Когнитивный стиль (от лат. cоgnitiо – знание и греч. stylos – букв. стержень для письма) - устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого–либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.

  1. Если вы хотите разгадать «загадки политики», подумайте, в чьих интересах принимаются определенные политические решения, осуществляются те или иные политические действия.
  2. Чтобы выработать собственную политическую позицию, постарайтесь выяснить, какие политические цели формируют лидеры или организации, претендующие на то, чтобы представлять социальные группы, к которым принадлежите вы сами, ваша семья (наемные рабочие или госслужащие, предприниматели или фермеры и т. д.). Подумайте, совпадают ли провозглашаемые цели и задачи с вашими интересами.
  1. Помните, что очень большой общностью является весь многонациональный народ России. Отвечают ли его интересам заявления и призывы тех или иных лидеров, партий, организаций?
  2. Постарайтесь оценить средства достижения цели, предлагаемые или используемые лидерами и организациями, привлекающими ваше внимание. Считаете ли вы эти средства достойными?
  3. Поскольку вы тоже субъект политики, определите характер своих отношений с различными политическими институтами. Склоняетесь ли вы к их поддержке, намерены ли противостоять им, предпочтете ли иные формы отношений?

Документ

Из работы русского философа И. А Ильина «О сущности правосознания».

    В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека,- необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из ее опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

    Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопросы и задания к документу

  1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чем смысл этих высказываний?
  2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?
  3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?
  4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Вопросы для самопроверки

  1. Какова структура политики как деятельности?
  2. Что входит в понятие «сфера политики»?
  3. Какие социальные отношения являются политическими?
  4. Охарактеризуйте субъектов политики.
  5. В чем заключаются политические интересы?
  6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?
  7. В чем состоит связь понятий «политика» и «власть»?
  8. Дайте характеристику партии как политического института.
  9. В чем состоит сущность власти?
  10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?
  11. В чем состоит практическое значение знаний о политике и власти?

Задания

  1. Как вы думаете, кто был заинтересован в устранении с политической сцены П. А. Столыпина? Аргументируйте свой ответ.
  2. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?
  3. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

    Наш паровоз, вперед лети! В Коммуне - остановка. Иного нет у нас пути - В руках у нас винтовка.

    Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

  4. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создает юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтет экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

    Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

Мысли мудрых

«Соблюдение закона и наличие власти приводит к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводит к беспорядкам».

Ханъ Фэй (288-233 до н. э.), китайский философ

Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности. Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политике.

В зависимости от носителей интересы могут быть личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные . По социальному содержанию – экономические, политические, духовные. По степени устойчивости – долговременные и преходящие . По насущности коренные и вторичные .

Политический интерес - по преимуществу объективный феномен. Однако, объективность интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальный мотив действия интерес должен быть осознан. Но это уже – область субъективного, где возможны различные осложнения. Представление человека о своих интересах далеко не всегда совпадает с их действительным содержанием. Более или менее адекватное представление людей о своих потребностях и интересах требует понимания всей совокупности причинно-следственных связей, определяющих их действительное положение в системе социальных отношений. Такое не всегда под силу не то, что обычному человеку, но и тем, кто владеет умами и судьбами людей. Поэтому в реальной практике люди руководствуются не своими интересами, а представлениями о них. Ложные представления, как правило, становятся фактором политической деструкции. Это обстоятельство наглядно проявляется в феномене общественного мнения, которое под влиянием обстоятельств или манипуляций может варьироваться очень быстро и с большой амплитудой. Когда, например, результаты демократического процесса не оправдывают завышенных ожиданий, демократические ценности объявляются мнимыми, и начинается поиск другой формы выражения политических интересов – через авторитаризм и традиционализм.

По возможности избежать таких ситуаций помогают только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а, следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реального содержания и соотношения любых политических интересов.

Дефицит ресурсов, служащих для удовлетворения многообразных потребностей людей порождает конфликт интересов и ценностей. Дефицит политических позиций и статусов, являющихся объектом притязаний со стороны многочисленных политических субъектов, а также дифференциация политических ролей (на управляющих и управляемых) служит источником политической конфликтности. Роль конфликта в политике нельзя переоценить, ибо он выступает как источник и движущая сила политического процесса. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В бесконфликтном обществе надобность в ней попросту отпадает.


Политический конфликт - это разногласие или противоборство различных субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и собственно политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму благодаря установке на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.

При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение и этапы развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего – по отношению к данной системе – экзогенные.

Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.

Природу и характер конфликта определяют:

– условия его возникновения и протекания;

– состав участников конфликта;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– сложившийся образ конфликтной ситуации;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры конфликтной коллизии;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия.

Существует немало методик урегулирования конфликтов, в числе которых есть смысл упомянуть «теорию принципиальных переговоров и терпимости». Сущность «теории принципиальных переговоров» состоит в том, что стороны стремится найти взаимную выгоду там, где только возможно. Там же, где интересы не совпадают, следует добиваться результата, который был бы обоснован справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие принципы:

– концентрация на интересах и отказ от позиционного торга;

– использование объективных критериев;

– поиск взаимовыгодных вариантов;

– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

– искусная тактика взаимодействия и подключение в случае необходимости к ним третьей стороны.

Для разрешения политического конфликта необходимо:

– локализовать конфликт;

– избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта, их дихотомической трактовки;

– выйти за пределы конфликтной ситуации, рассмотреть ее с точки зрения общего, что объединяет обе стороны;

– не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, так как время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов;

Политические противоречия и конфликты нельзя отменить, они - неизбежный атрибут политического процесса. Вопрос, следовательно, состоит в том, чтобы на основе цивилизованных норм и современных технологий создавать и внедрять в политический процесс практику справедливого и рационального разрешения политических конфликтов.

Каково соотношение политики как общественного явления и политологии?

Политология-наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Политика - означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами. Партиями, нациями и государствами.

Политика изучается системой политических наук, среди них: политология, теория государства и права, политическая философия, политическая экономия, политическая история, политическая социология. Политология занимает особое место. Она выступает как своего рода интегральная дисциплина, изучающая политику во всех ее проявлениях. Политология обобщает и систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления, функционирования и развития политической жизни общества и, прежде всего политической власти. Исходя из этого, делаем вывод, что предметом политологии являются государство и другие политические явления, т.е. политика как реальное явление.

3. Назовите основные категории политологии и раскройте их содержание?

Наиболее общими категориями политологии выступают категории «политика» и «политическое». Категория «политика» - сложная категория. Производными от нее выступают: мировая политика, международная политика, внешняя и внутренняя политика, финансовая политика, национальная и т.д. Категория «политическое» - оно более широко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса. Эта категория конкретизируется в таких понятиях, как политическое явление, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические партии, политический режим и т.д. В политологии находят отражения понятия, которые характеризуют конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности: политическое поведение, политическое лидерство, легитимность, избирательная система и т.д.

Как соотносится между собой теоретическая и прикладная политология?

Теоретическая политология изучает сущность политики, ее природу, значение для человека и общества, политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом и государством. Она выявляет и исследует закономерности, обуславливающие развитие политический жизни общества, отдельных политических процессов, явлений, событий. В рамках теоретической политологии исследуются способы познания политических явлений. Прикладная политология исследует частные политические проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневных практических задач политической жизни общества, на анализ складывающейся в нем политической ситуации. На основе знаний вырабатываются практические советы и рекомендации участникам политических событий, какие действия предпринимать в сложившейся ситуации. Формулируемые на основе прикладных политологических исследований выводы и рекомендации служат основанием для соответствующих теоретических обобщений. Теоретическая политология служит методологической основой проведения прикладных политологических исследований.

Основные функции политологии?

Гносеологическая, или теоретико-позновательная заключается в изучении политической реальности. Изучает тенденции развития политической жизни общества, происходящих в нем политических процессов, анализирует различные стороны политической деятельности и их политических отношений.

Мировоззренческая – выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмысления места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной.

Практически – прогностическая – она разрабатывает рекомендации, касающиеся различных вариантов и способов политической деятельности, составляет прогнозы развития политических процессов.

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

· выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

· разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

· руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

· интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

· политическая социализация,

· обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Роль политологии в формировании гражданских качеств человека

Политология имеет большое значение для формирования гражданских качеств и политической культуры. Для честных людей политика может быть привлекательна возможностью приобщения к власти и обладания властными полномочиями, что серьезно расширяет возможности служения благу общества, страны и осуществления своих политических идеалов. Политика многих привлекает и тем, что она обычно связана с широким и повседневным общением с людьми. Политология учит ориентации в широком и разнообразном спектре человеческих ценностей.

Идеалы соблюдения прав человека и народов, демократии и гуманизма, гражданского общества и правового государства не менее важны и значимы, чем идеалы цивилизованной рыночной экономики и всеобщего благосостояния, социальной гармонии и справедливости, высокой нравственности и духовности. Они способны привлечь к служению им многих.

Значение обладания научными основами политической жизни и политики закономерно и резко возрастает, когда, как в современной России, речь идет о глубоком, сложном и трудном реформировании общества и государства, о переходном их состоянии на пути движения от сплошного огосударствления экономики и всей общественной жизни и тоталитаризма к рыночной экономике и подлинной демократии, свободе и гуманизму.

Понятие политического лидерства и его специфика.

Лидер – авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах. Политическое лидерство включает в себя неформальный аспект (предполагает общественное признание) и формальный (приоритетное влияние на членов лица определенной организации) Полит лидерство это: разновидность власти, влияние на других люде, управленческий статус, особого рода предпринимательство. Политическое лидерство – это постоянное и легитичское влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

В чем заключается сущность политологии как науки?

Политология-наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Политика - означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами. Партиями, нациями и государствами.

Первоначально политология существовала как часть философского знания, как совокупность

представлений об идеальном государстве, способах достижения общественного блага, о высшем благе человека и государства и т.п. но античные авторы еще не выделяют предмет политологии в ее современном понимании, не проводят дифференциацию между нею, философией и этикой. Это удалось сделать лишь в эпоху Возрождения. В Новое время политические исследования приобретают относительную самостоятельность. К середине ХIХ столетия политология окончательно сформировалась как самостоятельная наука. Параллельно идет процесс превращения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину. В 1880 г. в Колумбийском колледже в США (позднее он стал уни-

верситетом) была создана школа политической науки. К началу ХХ века этот процесс, в основном, завершился.

Подробное решение Параграф § 20 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чём смысл этих высказываний?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений.

Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, - необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Вопрос 3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?

Наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется в том случае если принятые законы нравятся людям и они хотят их исполнять. Если все хорошо обдумано и оговорено.

Вопрос 4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Власть не должна быть с силовыми методами. Властвующий не должен только хотеть и решать, но и приводить других к согласному хотению и решению.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова структура политики как деятельности?

В науке политика рассматривается в трёх измерениях:

1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;

2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;

3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.).

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и др.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодёжной политики - молодёжь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты.

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, восстания, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Вопрос 2. Что входит в понятие «сфера политики»?

Политическая сфера - это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определённый вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на её выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их современном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает более полутора столетий.

Вопрос 3. Какие социальные отношения являются политическими?

Политические отношения - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся отношения между:

Государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);

Государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);

Государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);

Политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);

Государством и гражданами;

Различными государствами на международной арене;

Государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и какая-либо партия); сотрудничества (например, партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Вопрос 4. Охарактеризуйте субъектов политики.

Субъекты политики - это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики - носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Вопрос 5. В чём заключаются политические интересы?

Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

Личностные интересы;

Групповые интересы;

Корпоративные интересы;

Классовые интересы;

Национальные интересы.

По степени проявленности политические интересы делятся на:

Стихийные интересы;

Осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

Внутриполитические;

Внешнеполитические;

Глобальные (геополитические).

Вопрос 6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?

По моральным установкам, воспитанию и нравственности руководителей организаций.

Вопрос 7. В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?

Политика – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» - это ключевые понятия общественной науки, называемой политология.

Вопрос 8. Дайте характеристику партии как политического института.

Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в её осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). В Российской Федерации закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно закону, являются:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности членов которой отражены в её уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в её структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Вопрос 9. В чём состоит сущность власти?

Сущность власти заключается в отношениях господства и подчинения, которые возникают между теми, кто приказывает, и теми, кто эти приказы исполняет или на кого направлены властные воздействия. Властные отношения возникают везде, где существуют устойчивые общности людей. Любая организация, любой совместный вид деятельности не может осуществляться без властных отношений, без того, чтобы кто-то руководил, а кто-то исполнял указания. Даже в межличностном общении двух людей, как правило, возникают отношения соподчинения.

Вопрос 10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?

Политическая деятельность, политические институты, политические отношения - это различные аспекты сложного, многомерного общественного явления - политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для реализации групповых или общенациональных интересов.

Тот, кто имеет власть, отдаёт приказы, распоряжения, директивы, команды. Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти. Во-первых, она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства. Её распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во-вторых, она действует на основе права от имени всего общества. В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвёртых, для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений. В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные).

Таким образом, политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Вопрос 11. В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?

На основе этих знаний можно проанализировать те или иные решения и выработать наиболее рациональный и совершенный способ управления.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?

1. Поднять экономику.

2. Повысить уровень и качество жизни.

3. Вернуть сырьевые источники из частного капитала в народный.

4. Взяться за молодёжь, наше будущее.

5. Ужесточить законы для власти.

6. Сократить все аппараты власти, до необх. кол-ва.

7. Снизить зарплату для госслужащих.

8. Дать регионам самим распоряжаться прибылью.

9. Пересмотреть законы в плане жизни, собственности, чести вне зависимости от ранга.

10. Иметь сильную, мобильную, профессиональную армию.

11. Улучшить работу правоохранительных органов введя рычаги реального поощрения и наказания.

Вопрос 2. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

Наш паровоз, вперёд лети! В Коммуне - остановка. Иного нет у нас пути - В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

Песня написана в 20-е годы, сразу после революции, пели ее большевики, или коммунисты, которые считали, что только в руках с винтовкой можно сокрушить все старое и построить новое общество. Этот куплет отражает идеи Коммунистической партии.

Вопрос 3. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создаёт юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтёт экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как и лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

В основном направлен против молодёжных организаций нацистского толка. Применяется против русских националистов крайне правого толка. Смысл этого закона в противодействии экстремистской деятельности, так как это разжигание межрасовых конфликтов. Примеры: расформировали организацию Северное братство, на счёте которых было более 1000 преступлений.

Вопрос 4. В 2011 г. незадолго до очередных выборов в Государственную Думу социологи провели опрос избирателей, в котором выявили уровень интереса к этим выборам. Заявили, что такой интерес есть, 40% из числа опрошенных, а об отсутствии интереса 54%. Затруднились ответить 6% (Огонёк. - 2011. - №35).

Как вы оцениваете эти результаты опроса? Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию?

Причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию заключаются в том, что многие считают что власть коррумпирована, все голоса куплены.