Значение глагольных приставок. Значение глагольных приставок Глаголы с приставкой во примеры

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

В этой статье мы рассмотрим функции приставок в сочетании с глаголами движения. Глаголы движения сами по себе непростая тема, а большое количество приставок усложняет ее еще больше. Но всегда стоит помнить, что язык логичен, и все в нем имеет свой смысл. Если вы еще не выучили все пары глаголов движения и не практиковали их до автоматизма, то разбирать тему "приставки + глагол движения" лучше на одном-двух глаголах.

Итак, рассмотрим, как приставки меняют значение глаголов. В описании мы используем слово "объект". Это может быть что угодно, что как-то участвует в нашем движении или является его свидетелем: дом, гора, мост и так далее.

Приставка В -, ВО - означает:
движение внутрь объекта либо движение вверх (с определенными глаголами).

Ученик вошел в класс (глагол "идти")
Трактор въехал на гору (глагол "ехать")

Приставка ВЗ - (ВС -, ВЗО -) означает движение вверх.

Мы должны взойти на эту гору (глагол "идти")

Приставка ВЫ - означает:
движение изнутри объекта;
отсутствие (при условии, что вскоре субъект вернется обратно);
отправление (при условии, что мы знаем время отправления).

Ученик вышел из класса (глагол "идти")
Мужчина вышел покурить (глагол "идти")
Мы выезжаем через десять минут (глагол "ехать")

Приставка ПРИ - означает достижение цели.

Мы приехали на море (глагол "ехать")

Приставка ПРО - означает:
сквозное движение;
движение мимо чего-то;
количественный результат движения.

Чтобы попасть на рынок, нужно пройти два квартала (глагол "идти")
Не проходите мимо (глагол "идти")
За день мы прошли больше двадцати километров (глагол "идти)

Приставка ПЕРЕ - означает перемещение с одного места на другое. А также совершенное непродолжительное действие, описывающее движение.

Он перешел через мост (с одного берега на другой) (глагол "идти")

Приставка ПО - означает начало движения или намерение совершить движение в будущем.

Утром я проснусь и пойду на работу (глагол "идти")
Летом мы поедем на море (глагол "ехать")
Перед сном полезно походить на свежем воздухе (глагол "ходить")

Приставка У- означает удаление на довольно продолжительное время, надолго.
Мне надоела вечеринка и я ушел домой (глагол "идти")

Приставка ПОД - (ПОДО -) означает приближение (при условии, что преодолено маленькое расстояние)
Парень подошел к девушке и пригласил танцевать (глагол "идти")

Приставка ОТ - (ОТО -) означает удаление (при условии, что преодолено маленькое расстояние).
Когда начался дождь, мы отошли под дерево (глагол "идти")

Приставка ДО - означает движение до конкретного места.
Была сильная гроза, я кое-как дошел до дома (глагол "идти").

Приставка ЗА - означает:
движение, вследствие которого субъект оказывается за чем-то (позади чего-то);
движение с остановкой;
перемещение в какое-то место ненадолго.

Он зашел за угол и понял, что заблудился (глагол "идти")
По дороге домой я зашел в магазин и купил хлеб (глагол "идти")
Заходите к нам в гости (глагол "ходить")

Приставка О - (ОБ -, ОБО -) означает:
движение вокруг;
покрытие движением всего объекта;

Он обошел вокруг дома в поисках ключей (глагол "идти")
Во время прогулки мы обошли весь парк (глагол "идти")

Приставка С - (СО -) означает:
движение вниз. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ;
совершенное движение туда и обратно.

К вечеру мы сошли с холма (глагол "идти")
Я сходил в магазин за молоком (глагол "ходить")

Приставка РАЗ - (РАС -, РАЗО -) означает движение в разные стороны. Используется в сочетании с окончаниями -СЯ, -СЬ.
Уже поздно, время расходиться по домам (глагол "ходить").

Глагольные приставки

Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: внести в дом, подложить под тарелку, отойти от доски . Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: внести улучшения в конструкцию станка, отойти от буквы закона . Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение совершенного вида, которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.

Приставки обычно имеют разветвленные значения, причем в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.

Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве; они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путем указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчетливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.

В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют чёткое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий (выбросить - бросить ). Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей ся- ; рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.

Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким падежом (без предлога или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре, где требуется, примеры и будут приводиться с управляемыми словами.

Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава; они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать - продать, быть - прибыть, сбыть, забыть и др. Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.

Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами; примерами их могут служить производные глаголы: а)снять, поднять, принять и др;. б) сказать, приказать, отказать, заказать и др.; в) сложить, подложить, заложить, отложить и др.; г) привыкать, отвыкать, свыкаться и др.

Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и в них морфологический состав нередко затемнён; отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять, занять, отнять ); только в редких случаях приставки более или менее сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемненным значением приставок.

Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: внести-вынести, приставить-отставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления. Приставка в- (во-) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в ; бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать - въехать в город, нести - внести в столовую, вклеить страницу в книгу и др.

Приставка вы- имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу»; в этих случаях вы- выступает как антоним приставки в-; обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из, с ; ехать - выехать из города; нести - вынести из столовой, вылить из бутылки, вытащить из воды, выгрузить из машины и др.

Исходным значением приставки за- является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет; в этих случаях глагол управляет винительным в предлогом за : ехать - заехать за дом, идти - зайти за гору и др.

Приставка из- только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из: гнать - изгнать из страны, извлекать из глаза и др.

Приставка от- выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от : ехать - отъехать от села, лететь - отлететь от аэродрома и др.

Приставка под- обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у непереходных глаголов) под предмет; в этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под : ставить - подставить под машинку, ехать -подъехать под мост и др.

Приставка у- имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия.

Удаление чётко выражается у глаголов движения; исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от, из, с : уехать с Кавказа, уйти из театра, отплыть от берега, утечь из ведра и др.

Приставка на- указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь с его поверхностью; в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на : ехать - наехать на тумбу, налететь на столб и др.

Приставка с-, с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой - встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно четко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с : съехать с горы, сбросить с крыши и др.

К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: согнать с ковра, смахнуть пыль и др.

Сложная приставка недо- имеет значение неполноты действия, она противополагается приставке пере-: недоработать (переработать), недовыполнить (перевыполнить) и др.

Сложная приставка обез- (обес--) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обезлюдеть, обезоружить, обезглавить; обессилеть, обесценить и др.

Мы назвали лишь некоторые приставки, употребляемые с глаголами, их гораздо больше.

Приставки наречий

Словообразование наречий также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.

Приставка по - и суффикс -и образуют наречия: по-отцовски, по-братски, по-чешски, по-птичьи, по-лисьи и др.

Приставка по- и суффикс -ому (-ему) образуют наречия от относительных и (реже) качественных прилагательных и местоимений: по-летнему, по-зимнему, по-богатому, по-новому и др.

Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда - навсегда, ныне - отныне, завтра - послезавтра и др.

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной частых ошибок.

Чем отличается приставка от предлога

Чтобы допускать как можно меньше ошибок при письме, следует запомнить правило. А оно гласит, что приставки являются частями слов и пишутся слитно. С их помощью можно образовывать новые слова.

Предлоги же - самостоятельная часть речи, которую нужно писать раздельно с другими словами. Они помогают связывать слова в согласованные предложения.

Трудность в определении создаёт тот факт, что звучат они часто одинаково. Потому-то так важно уяснить, чем отличается приставка от предлога. Правило это следует не только вызубрить, но и уметь использовать при письме.

Чтобы облегчить эту работу, существуют практические подсказки.

У глагола есть приставки

А вот предлоги рядом с глаголами никогда не стоят. Это одна из главных подсказок. Поэтому можно ответить на вопрос, чем отличается приставка от предлога так: «Около глагола никогда не может быть предлога».

В качестве примеров можно взять слова сбежал, подскочил, влетел. Приставки с-, под-, в- в этих глаголах схожи в произношении с предлогами. Но так как мы видим перед собой глаголы, то понимаем, что писать их нужно слитно.

Применение в жизни первой подсказки

Помогут закрепить понимание этого признака, показывающего, чем отличается приставка от предлога, примеры.

Петька снова сбежал с урока. На улице к нему сразу же подскочил его любимый пёс, который уже ждал его, лёжа под школьной скамейкой.

Разберём эти примеры.

Сбежал; с урока.

В первом случае "с" стоит рядом с глаголом, значит, это приставка, и пишется она слитно. Во втором случае «с» относится к существительному, следовательно, ничего конкретного пока утверждать мы не можем.

По тому же алгоритму разберём слова «подскочил» и «под скамейкой». В первом слове под- пишем в глаголе слитно, ведь это приставка. А в словосочетании «под скамейкой» предлог «под» помогает связать слова в предложении и поэтому стоит отдельно от существительного.

Но детям пока ещё трудно определить, чем отличаются приставки от предлогов. Ответ дает вторая и третья практическая подсказка.

Ставим существительное в начальную форму

Эта вторая подсказка ещё более важная. Ведь она показывает, чем отличается приставка от предлога, когда дело касается существительных. Конечно, было бы очень просто, если бы приставки помогали образовывать только глаголы. К огромному сожалению тех, кому правописание даётся с трудом, они бывают и у существительных.

Эта подсказка помогает определить, чем отличаются приставки от предлогов при существительных. Оказывается, после того, как мы определили, что слово, не является глаголом, следует поставить его в начальную форму, то есть в именительный падеж.

Пример применения второй подсказки

Умея пользоваться практической подсказкой, определяющей, чем отличаются приставки от предлогов, 5 класс легко справится с поставленной задачей. Пятиклассники обычно уже безошибочно разбираются, где приставки, а где предлоги.

Алгоритм работы таков. Читаем текст:

У стола сломалась ножка,

Я устал его чинить!

Посмотрю пока в окошко…

А потом - опять пилить!

Проверяем словосочетание «у стола».

  1. Это не глагол, следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что «у» приставка.
  2. Ставим «у стола» в начальную форму вместе с предлогом, получается «устол». Но такого слова не существует! Есть только слово «стол». Значит, «у» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Разберём слова «сломалась», «устал» и «посмотрю». Это глаголы, следовательно, предлогов при них быть априори не может. Делаем вывод: это приставки «с», «у», «по». А мы уже знаем, чем отличается приставка от предлога в русском языке - их нужно писать слитно со словом.

  1. Это не глагол, следовательно нельзя утверждать, что «в» является приставкой.
  2. Ставим «в окошко» в начальную форму вместе с предлогом, получается «вокошко». Но такого слова не существует! Есть только слово «окошко». Значит, «в» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Однако особо упрямые могут настаивать на том, что «вокошко» как раз и существует, ведь вот даже в примере так и говорится - «посмотрю в окошко». Чтобы даже им нечем было крыть, мы познакомим их с ещё одной, третьей практической подсказкой. Именно она, в конечном счёте, показывает, чем отличается приставка от предлога. 5 класс ответы может давать, как мы видим, не совсем точные, если учащиеся не умеют ею пользоваться.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос

Снова вернёмся к нашему примеру. «В окошко» - в какое окошко? Как видно, вопрос удачно вписывается в словосочетание. А при желании можно вместо вопроса вставить другое слово, например, прилагательное.

У нас получается такая фраза: «Посмотрю пока в чистое окошко». Теперь ясно видно, что предлог и существительное благополучно разделились. Следовательно, «в» никак не может быть предлогом.

Примеры использования третьей подсказки

Чтобы быть на сто процентов уверенным в правописании приставок и предлогов со словами, следует всегда применять третью подсказку на практике.

«Прилёт» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «при» и «лёт». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

«Залетевший» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «за» и «летевший». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Работа с подсказками над контекстом

Итак, отработаем алгоритм использования подсказок на практике.

Над голубой рекой пролетали журавли.

  1. «Над голубой» - это не глагол, следовательно, мы не можем утверждать, что это приставка.
  2. Ставим словосочетание в начальную форму. «Надголубая» - такого слова не существует, значит, это не приставка, а предлог.
  3. «Над извилистой голубой рекой» - между предлогом и словом легко вставляется ещё одно слово. Это ещё раз доказывает, что перед нами слово с предлогом.
  4. Вывод: «над» и «голубой» нужно писать раздельно.

«Пролетали» - глагол, следовательно, «при» является приставкой и пишется слитно с «летали».

Закрепление правила и предлогов на практике

Существует множество вариантов закрепления навыков грамотного письма. Вот один из способов.

Даётся текст, в котором и приставки, и предлоги взяты в скобки. Учащемуся нужно раскрыть скобки, то есть написать слова либо слитно, либо раздельно.

1.(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)берёзы,(по)бежал (по)деревне,(про)читал (про) город.

2.(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Интересный вариант закрепления навыков правописания приставок и предлогов - подбирать самостоятельно по смыслу их и вставлять в контекст.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

На уроках можно поработать над закреплением этого навыка и без письма. Проводится игра «Отхлопали». Все ребята встают из-за столов. Садиться будут те, которые ошибутся. В результате стоять останутся только те дети, которые будут самыми внимательными и умеют пользоваться правилами.

Учитель читает слова, а игроки должны хлопать в ладоши в том случае, если в слове есть приставка.

Прилетели, полёт, в окно, по дорожке, побежали, повизгивала, у нашей Маши, у Маши, умотался, смотался, присмиревшая, приказал, при мне, прилежный, прекрасный, причастился, причастие, подосиновик, под осиною, подлизывается, покрывается, укрывается, укрыватель, покрывало, по корыту, покрыто, покрытая, половик, подполковник.

Оставшихся стоять детей можно "премировать", поставив им в журнал отличные отметки.

Интересно, весело и необычно проводится на уроке русского языка эстафета. Класс делится на три команды, лучше всего это сделать по рядам. Доска также делится на три части - каждой команде выделяется по одной трети. На столе лежат карточки со словами таким образом, чтобы самих слов видно не было. Ребята по одному выбегают к столу, берут любую карточку и читают написанное. Если попалось слово с приставкой - его записывают в один столбик, если это словосочетание с предлогом - в другой.

Выиграет та команда, которая быстрее всех справится с задачей. Но тут действует и второе условие: все слова должны быть написаны правильно и находиться в своём столбике. Если команда заканчивает работу первой, ей присуждается 20 очков, за второе место - 15, а за третье - 10. За каждую ошибку следует отбирать по одному очку. После подсчёта ошибок и оставшихся баллов можно вычислить команду-победителя. Чем наградить её участников - решает учитель. Но обычно детям достаточно уже и самого признания. А проигравших можно заставить покукарекать или подёргать самих себя за ушко под музыку.

Такие игры пробуждают в ребятах интерес к знаниям, ведь азарт, жажда победы - самое сильное чувство. Тем более легко происходит закрепление навыков потому, что перед детьми стоит конкретная цель - победить в игре у своих товарищей. Это не какая-то иллюзорная задача - научиться грамотно писать, чтобы считаться культурным человеком. Поэтому играть на уроках русского языка нужно обязательно!

Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.

Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз - - морфема со значением высокой степени качества (раз удалый , рас прекрасный ) или со значением разъединения (раз вести , рас тащить ).

Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы. В этой работе мы хотим остановиться на префиксах.

Префикс

Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи:

  • автор - со автор
  • носить - вы носить
  • вне - из вне

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных и наречий.

Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее, они могут быть и формообразующими:

  • делать - с делать
  • бледнеть - по бледнеть
  • слепнуть - о слепнуть

Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со - , выражающая значение «совместимости», возможна в составе

  • - существительных:
  • со товарищ
  • со участник
  • - глаголов:
  • со существовать
  • со переживать
  • - прилагательных:
  • со звучный
  • со предельный

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у бежать , при бежать , по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать .

Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре отлично и прилагательное пре симпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный , но приставка пре - придаёт значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для соединение с приставками не столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные присоединением приставки:

  • частица - анти частица
  • раздел - под раздел
  • экспресс - супер экспресс

Однако число таких слов, в сравнении с существительными, не включающими приставок, не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень:

  • плут - архи плут
  • кубок - супер кубок

или указания временного характера:

  • язык - пра язык
  • память - пра память
  • история - пред ыстория
  • человек - до человек

Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова: Анти демократИчный , прОтиво воздУшный , прОтиво пожАрный , сО нанимАтель , внутрИ клЕточный , Анти нейтралитЕт .

Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со - со значением совместимости в безударных слогах слова может сохранять [о ], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ ] или [а ]: со наниматель , со опекун , со руководители .

Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.

Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия:

  • в ходить - вы ходить
  • при ходить - у ходить
  • под ходить - от ходить
  • за петь , при открыть , под водный , на земный .

Приставка без - указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: без земельный , бес помощный , бес шумно , а приставка не - , присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: не приятель (враг), не весёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.

Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях, например, приставка за - указывает:

  1. на распространение действия дальше определённого предела: за летел за черту ;
  2. на доведение действия до крайней степени: за кормить , за хвалить ;
  3. на попутное действие: за йти к товарищу ;
  4. на начало действия: за петь , за плясать .

Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в - , на - , за - , другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например:

  • па - :
  • па водок
  • па сынок
  • па дчерица
  • пра - :
  • пра дед
  • пра бабушка
  • су - :
  • су мрак
  • су глинок

Приставки имён существительных

В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не - входит в состав ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки: не слух , не верье , не приязнь , частью существующих самостоятельно: не приятель , не друг , не погода , не счастье , не воля .

Приставка о - (об - ) в отглагольных образованиях служит для обозначения остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в результате действия: об мылок , о курок , об мерок , об носки , об рывок , о пилки .

Приставка между - , не употребляемая с глаголами, обозначает пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: между речье , между рядье , между путье .

Приставка пере - называет предмет в окружении инородной среды, иногда являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета: пере шеек , пере лесок , пере носица .

Приставка про - имеет значение близкое к приставке пере - и сходное с глагольной приставкой про - , обозначающей движение внутрь и насквозь: про жилка , про слойка , про стенок , про сёлок .

Приставка за - указывает положение по другую сторону предмета: за речье , за горье , за болотье , за мостье .

Приставка пред - указывает на положение впереди предмета: пред мостье , пред горье , пред плечье , пред грозье , пред зимье .

Приставка при - обозначает нахождение вблизи предмета: при морье , при город , при весок , при пёк .

Приставка под - обозначает нахождение ниже предмета: под бородок , под лесок , под оконник , под рамник , под ножие .

Приставка по - означает местность, расположенную на поверхности и в пределах чего-либо: по бережье , По волжье , По днепровье .

Приставка на - указывает на положение на поверхности предмета: на ушник , на плечник , на рукавник , на брюшник , на конечник , на горье .

Приставки имён прилагательных

Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок употребляется для образования , другая группа - для образования .

Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.

Так, приставка пре - (старославянского происхождения) близка по значению к очень , чрезвычайно и в новых образованиях нередко создаёт оттенок разговорной речи: пре забавный , пре милый , пре весёлый , пре усердный , пре хитрый , пре жирный , пре восходный , пре красный .

Приставка наи - , присоединяемая к превосходной степени, выражает экспрессивное усиление и придаёт слову несколько архаический, книжный характер: наи главнейший , наи кратчайший , наи добрейший .

Приставка раз - по значению аналогична приставке пре - , но свойственна разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования связаны с народно-поэтическими произведениями: раз весёлый , раз несчастный , раз любезный , раз ухабистый .

Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.

Приставка без - указывает на признак, заключающийся в отсутствии известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых частей растений и предметов: без рукий , без ногий , бес палый , без усый , без бородый , без зубый , без волосый .

Приставка не - в отличие от частицы не, выражающей только отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки: не смелый (робкий) - смелый , не большой (маленький) - большой , не редкий (частый), не хороший (плохой), не трудный (лёгкий).

Приставка а - (греческая), употребляемая в словах греческого и латинского происхождения, близка по значению к приставкам без - , не - : а моральный , а логичный , а ритмичный , а симметричный . Приставка а - не является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими бесприставочными прилагательными (а моральный - моральный ) в отдельных случаях отчётливо выделяется.

Сложная приставка небез - (небес - ), представляющая сочетание приставок не - и без - , выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небез вредный , небес полезный , небез ызвестный .

Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп, в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами, сюда относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на - , над - , под - , при - , внутри - .

Приставка на - указывает на положение на поверхности: на стольный , на земный , на горный , на тельный , на грудный , на брюшный .

Приставка на д- указывает на положение выше предмета: над бровный , над земный , над ворный , над звездный , над гробный .

Приставка под - указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом приставки над - , иногда на - : под водный , под земный , под кожный , под горный .

Приставка при - обозначает положение вблизи предмета, связь с ним: при морский , при речный , при дорожный , при усадебный .

Приставка вне - указывает на положение за пределами чего-либо, нередко употребляется с непространственным значением: вне европейский , вне служебный , вне школьный .

К приставкам, обозначающим время, относятся до - , пред - , по - , после - .

Приставка до - указывает на предшествующее время по отношению к известному событию, эпохе, периоду времени: до революционный , до военный .

Приставка пред - на ближайшее предшествующее время и этим отличается от до - : пред революционный , пред октябрьский , пред военный , пред выборный .

Приставка по - непродуктивная, она указывает на последующее время и является антонимом приставки до - : по реформенный , по смертный .

Приставка после - однозначна с по - и является продуктивной: после военный , после октябрьский , после операционный .

Приставка интер - (латинская), синонимична приставке между - : интер национальный , интер вокальный .

Приставка противо - указывает на назначение для уничтожения чего-либо, для борьбы с чем-либо: противо военный , противо алкогольный .

Приставка анти - (греческая) обозначает «враждебный чему-либо, направленный против чего-либо», а также «лишённый чего-нибудь»: анти фашистский , анти народный .

Глагольные приставки

Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: в нести в дом , под ложить под тарелку , ото йти от доски . Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: в нести улучшения в конструкцию станка , ото йти от буквы закона . Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение , которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.

Приставки обычно имеют разветвлённые значения, причём в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других - значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.

Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве, они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путём указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчётливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.

В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют четкое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий: вы бросить - бросить . Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей -ся , рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.

Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким (без или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре примеры будут приводиться с управляемыми словами.

Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава, они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать - про дать , быть - при быть , с быть , за быть . Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.

Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами , примерами их могут служить производные глаголы:

  • а). снять , поднять , принять ;
  • б). сказать , приказать , отказать , заказать ;
  • в). сложить , подложить , заложить , отложить ;
  • г). привыкать , отвыкать , свыкаться .

Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и их морфологический состав нередко затемнён, отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять , занять , отнять ), только в редких случаях приставки сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемнённым значением приставок.

Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: в нести - вы нести , при ставить - от ставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления.

Приставка в - (во - ) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в , бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать - в ъехать в город , нести - в нести в столовую , клеить - в клеить страницу в книгу .

Приставка вы - имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу», в этих случаях вы - выступает как антоним приставки в - - обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из , с : ехать - вы ехать из города , нести - вы нести из столовой , вы лить из бутылки , вы тащить из воды , вы грузить из машины .

Исходным значением приставки за - является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет. В этих случаях глагол управляет винительным падежом с предлогом за : ехать - за ехать за дом , идти - за йти за гору .

Приставка из - только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из : гнать - из гнать из страны , из влекать из глаза .

Приставка от - выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от : ехать - от ъехать от села , лететь - от лететь от аэродрома .

Приставка под - обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у ) под предмет. В этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под: ставить - под ставить под машинку , ехать - под ъехать под мост .

Приставка у - имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия. Удаление чётко выражается у глаголов движения, исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от , из , с : у ехать с Кавказа , у йти из театра , у плыть от берега , у течь из ведра .

Приставка на - указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь, с его поверхностью, в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на : ехать - на ехать на тумбу , на лететь на столб .

Приставка с - , с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой - встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно чётко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с : с ъехать с горы , с бросить с крыши .

К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: со гнать с ковра , с махнуть пыль .

Сложная приставка недо - имеет значение неполноты действия, она противопоставляется приставке пере - : недо работать (пере работать ), недо выполнить (пере выполнить ).

Сложная приставка обез - (обес - ) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обез людеть , обез оружить , обез главить , обес силеть , обес ценить .

Приставки наречий

Также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.

Приставка по - и суффикс –и - образуют наречия: по -отцовски , по -братски , по -чешски , по -птичьи , по -лисьи .

Приставка по - и суффикс –ому - (-ему - ) образуют наречия от относительных, качественных прилагательных и местоимений: по -летнему , по -зимнему , по -богатому , по -новому .

Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда - на всегда , ныне - от ныне , завтра - после завтра .